Платный проезд «идёт» в регионы — в конце 2023 года открыли очередной платный участок трассы «Восток». Платные дороги обещают построить в Приморском и Хабаровском краях, между Москвой и Тюменью, Казанью и Оренбургом. Собрали главное о платных трассах — как ездить и оплачивать, что будет, если не оплатить и как транспортной компании отслеживать оплату проезда.
Кратко. Автовладелец платит за время
- Транспондер — самый удобный способ оплачивать проезд и отслеживать расходы.
- Перевозчики могут брать транспондеры в аренду.
- Самый выгодный транспондер — от того оператора, по дорогам которого чаще пролегает маршрут.
- Оплачивать проезд выгоднее, чем штраф.
- Отслеживать задолженности за проезд лучше с сервисом Parkmon.
Подробно — ниже.
Какие трассы платные
Сейчас платные трассы проложены в 18 регионах. Платные дороги стали альтернативой бесплатным в:
- Москве
- Санкт-Петербурге
- Владимирской
- Воронежской
- Калужской
- Ленинградской
- Липецкой
- Московской
- Нижегородской
- Новгородской
- Псковской
- Ростовской
- Тверской
- Тульской областях
- Краснодарском крае
- Республике Татарстан
- Республике Удмуртии
- Республике Чувашии
Суммарно это более 3 200 км дорог федерального и регионального значения.
Основные платные трассы, которым пользуются водители легковых авто и грузовиков, соединяют крупные города страны, а в столице и Подмосковье — позволяют не стоять в пробках.
М-4 «Дон» Москва – Новороссийск. Стоимость проезда по всем участкам для легковых автомобилей (далее приводим расценки только для легковушек без скидок) — от 3 480 ₽ в зависимости от дня недели и времени проезда.
М-12 «Восток». Тариф от Москвы до Казани 4 998 ₽.
М-11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург. Стоимость проезда — от 3 200 рублей.
А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), проходит по Московской области и Новой Москве. Стоимость проезда по всем платным участкам — 1 565 ₽.
М-1 «Беларусь». За проезд двух платных участков — северного обхода Одинцово и участка от Голицыно до Кубинки — надо заплатить 650 ₽.
М-3 «Украина». Стоимость проезда по платному участку в Калужской области — от 200 ₽.
Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Городская магистраль от южного участка кольцевой автомобильной дороги (КАД) до автодороги Е-18 «Скандинавия» в районе посёлка Белоостров. За проезд по всему маршруту необходимо заплатить от 1000 ₽.
Московский скоростной диаметр (МСД). Объединив Северо-восточную и Юго-восточную хорды, МСД проходит с севера на юг столицы, от магистрали М-11 «Нева» на Санкт-Петербург до М-2 «Крым», с выходом на трассу М-12 «Восток» до Нижнего Новгорода и Казани. Стоимость транзитного проезда — 950 ₽. Бесплатно для автомобилей с номерами Москвы и Московской области.
Проспект Багратиона — северный дублер проспекта Кутузова (СДПК) в Москве. Тариф за проезд от ТТК до МКАД — от 600 ₽.
Проезд для грузовых автомобилей дороже в 2-3 раза.
Операторы платных дорог
Плату за проезд взимают разные компании — федеральные, частные и городские, как в Москве.
«Автодор-Платные дороги» — трассы М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-12 «Восток», ЦКАД и большинство участков М-11 «Нева».
«Объединенные системы сбора платы» — участок М-11«Нева» от МКАД до Солнечногорска.
«Новое качество дорог» — северный дублёр проспекта Кутузова в Москве и северный обход Одинцово на М-1 «Беларусь».
«Московский паркинг» — Московский скоростной диаметр (МСД).
«Магистраль северной столицы» — Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге.
Как оплачивать проезд по платной трассе
Все операторы придерживаются своих подходов в формировании тарифов на оплату и применяют разные подходы к классификации транспортных средств. Кто-то делит машины по осям, другой добавил высоту, третий — длину.
Если представить, что менеджеру грузоперевозчика надо заранее внести плату за проезд по платным трассам, ему надо знать, кто из операторов какой дорогой или ее участком управляет, знать габариты и количество осей машины, и ловко пользоваться тарифными калькуляторами операторов. И для оплаты надо, как минимум, завести личный кабинет у каждого оператора, а как максимум — заключить с каждым договор. Что долго и не нужно.
С введением технологии безбарьерного взимания платы на некоторых дорогах, стало очевидно, что самый удобный способ оплаты — по транспондеру. И позволяющий платит меньше по сравнению с базовыми тарифами. Оплату через транспондер принимают на всех платных трассах.
Какие транспондеры лучше для крупного автопарка?
Сейчас на рынке есть несколько марок транспондеров от основных операторов платных автодорог.
- Транспондер T-Pass от «Автодор — Платные дороги».
- «Западный скоростной диаметр» от «Магистраль Северной Столицы».
- Транспондер «15-58 М-11» от компании «Объединенные системы сбора платы».
- «Главная дорога» от оператора «Новое качество дорог».
Технически и внешне они идентичны — в маленьком пластиковом корпусе, который надо приклеить к лобовому стеклу, размещается чип и батарейка.
Каждое из этих устройств работает для оплаты проезда по любой платной трассе в России, если в личном кабинете активирована функция интероперабельности. Но максимальную скидку транспондер дает только на тех трассах, которыми управляет компания, выпустившая устройство.
Выбирая, чей транспондер купить, компании с крупным автопарком следует отталкиваться от того, по каким платным трассам будут чаще всего ездить ее автомобили.
При этом юрлицу не обязательно покупать транспондеры, операторы предлагают разные форматы сотрудничества, например аренду устройств. Которая не взимается если транспондером не пользовались в течении календарного месяца.
Для транспортной компании плюсы использования транспондеров:
- Экономия денег.
- Прозрачность расходов на оплату.
- Экономия времени.
- Не нужен контроль сроков внесения постоплаты.
Какой штраф за проезд по платной дороге без оплаты
Собственник автомобиля получит административный штраф за проезд без оплаты по платной трассе:
- Если водитель проехал рамку ЦКАД, М-12, МСД или дублёра Кутузовского проспекта без транспондера или рамка не «считала» устройство.
- Если транспондер заблокирован.
- Если на транспондере нет денег. .
- Если в течение 5 дней после проезда не внесли постоплату. На большинстве трасс есть такой способ оплаты.
Штрафы за проезд по платной трассе без оплаты отличаются для легковых машин и грузовиков с автобусами.
- Легковые авто — 1 500 ₽.
- Грузовые и автобусы — 5 000 ₽.
Если после вынесения постановления о правонарушении виновник в течение 20 дней оплатит проезд по платной дороге, то штраф аннулируется. Но об оплате надо уведомить организацию, вынесшую постановление, с приложением копии платежки. Если перевозчик получил постановление заказным письмом, а 20 дней уже прошли, то этот срок можно восстановить. Надо обратиться в орган, вынесший постановление.
Постановление за проезд без оплаты может выноситься на один автомобиль только один раз в сутки. Но если у транспортной компании много автомобилей, то за день работы они могут привезти пачку подобных штрафов на несколько десятков тысяч рублей. 10 грузовиков, выехавших на ЦКАД без транспондеров — это 50 000 ₽ штрафов за день.
Как не получать штрафы за проезд по платной трассе
- Поддерживать положительный баланс на лицевом счете транспондера.
- В течение 5 дней вносить постоплату за проезд, если нет транспондера.
- Оплачивать проезд в течение 20 дней после вынесения постановления об административном правонарушении.
Чтобы оплачивать проезд в 20 дней, а не штраф, надо каждый день проверять появление новых штрафов.
Кстати, неоплаченный вовремя штраф вырастет втрое. И первоначальные 50 000 ₽ превратятся в 150 000 ₽ убытка.
Минимизировать расходы на проезд платных трасс помогает сервис отечественный сервис Parkmon.
Он круглосуточно проверяет оплату за проезд по всем платным дорогам для автопарков любых размеров — от 3 машин до 300. Если находит задолженность — сообщает о ней перевозчику в ежедневном отчете. Чтобы он успел ее погасить в 5-дневный срок.
Сервис Parkmon предлагает перевозчикам воспользоваться бесплатным 7-дневным тест-драйвом возможностей по проверке задолженностей. А также испытать, как работает поиск новых штрафов от ГИБДД, Ространснадзора (МУГАДН), МАДИ, АМПП. Чтобы оплачивать их без просрочек.
Автоперевозчик может сам выбрать те услуги Parkmon, которые для него важны. И не оплачивать ненужные функции.