ДТП с участием такси. Кто отвечает — агрегатор, таксопарк или водитель?

Весь 2023 год на фоне роста спроса дорожали поездки в такси. Цены выросли на 23-29% с 2021 года. Причины подорожания — в нехватке водителей и новых автомобилей, увеличении расходов на амортизацию. Но отразилось ли подорожание услуг такси на безопасности пассажиров?

Да, но не пропорционально ценам. За 11 месяцев 2023 года аварий с участием такси было меньше на 10%. В цифрах это 3,5 тысячи ДТП и 2,8 тысячи пострадавших.

Разбираемся, кто же в случае ДТП будет отвечать перед пассажиром и другим участником дорожного движения — водитель такси, таксопарк или агрегатор.

Кратко. Суда не миновать, но агрегаторы и таксопарки могут минимизировать риски

  • Основной ответчик — перевозчик.
  • По закону о такси агрегатор тоже ответит рублём.
  • Отсудить деньги у агрегатора такси можно. Судебная практика подтверждает.
  • Чтобы не платить за ДТП надо заранее проверять таксопарки и водителей на наличие штрафов.

Рынок такси в России. Как это устроено

Заказывая такси через мобильное приложение или через бота в мессенджере человек вступает в бизнес-взаимодействие с несколькими участниками рынка такси.

Агрегатор — это компании, создавшие мобильные приложения для заказа такси онлайн. Они тарифицируют поездку, распределяют заказы и деньги между водителями. Взимают процент от суммы заказа.

Таксопарк — владельцы лицензий и автомобилей, они нанимают водителей и подключают их к агрегатору. Также взимают долю от суммы заказа.

Водители — непосредственные исполнители заказов. Они могут работать в найме, а могут быть ИП или самозанятыми с лицензией на оказание услуг такси на личном автомобиле — это по сути таксопарк в одном лице. Самая большая часть денег от поездки остается у водителя.

«Яндекс. Такси» занимает доминирующее положение на рынке среди агрегаторов. Популярные агрегаторы — Uber и «Ситимобил». Среди заметных в регионах — такси «Максим».

Кто отвечает за безопасность поездки в такси

О том, кто будет везти — водитель таксопарка, ИП или самозанятый — заказчик может увидеть в приложении после того, как его заказ будет принят.

Таксопарк обязан проверять техсостояние автомобиля и обеспечивать медосмотр водителя перед началом работы. Также таксопарк может проверять действительность ВУ водителя, историю его нарушений и страховых случаев при найме на работу. Проверить водителя бесплатно можно онлайн.

Клиент может проверить количество ДТП, в которые попадали машины таксопарка и штрафы за нарушения правил дорожного движения. Бесплатная проверка по ИНН — на сервисе Parkmon.

Если везет ИП или самозанятый, то в цепочке взаимодействия нет таксопарка. Предрейсовый медосмотр и проверку машины он обязан организовать сам, за свои деньги.

Агрегатор обязан передавать заказ только перевозчику, проверенному по трём реестрам федеральной государственной информационной системы легкового такси. Она содержит реестры об агрегаторах, автомобилях и их собственниках, а также о перевозчиках — компаниях и гражданах с лицензиями на работу.

Водитель такси не должен иметь непогашенных судимостей за тяжкие преступления, медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, а также трех и более неоплаченных за день до перевозки штрафов за нарушение ПДД. Агрегаторы и таксопарки имеют законную возможность проверить водителей — через базу МВД, медосмотры. Наличие штрафов у водителя компании могу проверять на сервисе Parkmon.

На дороге инспекторы ГИБДД и Ространснадзора проверяют водителей на наличие необходимых документов и предрейсового медосмотра. За режимом труда и отдыха водителя следит «Яндекс. Такси», который не подключит водителя к сервису заказов, если он мало отдохнул после предыдущей смены. Также заказ не получит водитель без лицензии на оказание услуг такси. Но не очевидно, что такой функционал есть в приложениях других агрегаторов.

Кто отвечает в случае ДТП с такси — водитель, таксопарк или агрегатор?

С 1 сентября 2023 начал действовать закон об организации перевозок пассажиров легковым такси. Он дал правовые статусы агрегаторам, таксопаркам, водителям и заказчикам. И распределил ответственность перед пассажиром в случае ДТП.

Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни, здоровью, имуществу пассажира.

  • Агрегатор, он же — служба заказа легкового такси, при ДТП несет солидарную ответственность с водителем, если заказ передан водителю без разрешения на работу.
  • Агрегатор несет полную ответственность перед пассажиром за причиненный вред, если фрахтователь не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика.
  • Перед пассажирами агрегатор несет субсидиарную ответственность с перевозчиком, являющимся физическим лицом, при возмещении ущерба, не покрытого суммой страховки. Сейчас максимальный размер страховой защиты по ОСАГО водителя, на которую может рассчитывать пассажир такси или другой участник ДТП – 500 000 ₽ . Обратиться за выплатой в страховую компанию помогает «Яндекс.Такси».
  • Если ДТП произошло из-за плохого технического состояния, то водитель несет солидарную с заказчиком и службой заказа легкового такси ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

ДТП с такси. Судебная практика

Агрегатор, наряду с перевозчиком и водителем, отвечает перед пассажиром за ущерб в результате ДТП. Такую позицию занимает пленум Верховного Суда:

«Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

Из этого следует, что каждый пассажир такси, попавший в ДТП может требовать компенсации вреда от агрегатора, которым воспользовался».

Агрегатор возместит пассажирке 400 000 ₽. Жительница Петербурга выиграла суд против агрегатора и виновника ДТП. Гражданка З. 17 апреля 2022 года вызвала такси через приложение «Яндекс», после чего к ней на автомобиле Toyota приехал водитель А.

В тот же день И., управляя автомобилем Mercedes, при развороте вне перекрёстка не уступил дорогу встречному транспортному средству и врезался в автомобиль такси, в котором ехала З. Пассажирка получила телесные повреждения средней степени тяжести, а водителя И. признали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.24 КоАП РФ.

Поскольку заказ от истца по предоставлению транспортного средства для перевозки был принят ООО «Яндекс.Такси», то оно является лицом, оказавшим услугу перевозки пассажира, а И. — лицом, по вине которого произошло данное ДТП, суд решил, что необходимо возложить ответственность по компенсации морального вреда солидарно на обоих ответчиков.

Согласно решению суда, ответчики обязаны выплатить пострадавшей З. в качестве компенсации морального вреда 400 000 ₽ , а также оплатить госпошлину в размере 150 ₽ каждый. Вдобавок с «Яндекс.Такси» взыскали 200 000 ₽ за нарушение прав З. как потребителя.

Ущерб второму участнику ДТП оплатит таксопарк. В ДТП за рулем такси, находился водитель, не имевший страховки ОСАГО. Владельцу пострадавшей машины пришлось через суд выяснять, кто должен ему компенсировать ремонт — 192,5 тысячи рублей.

Суд решил, что платить за ущерб придется таксопарку.

Превышение выплаты по ОСАГО оплатит таксопарк. В машину пострадавшего врезался таксист, ГИБДД установило его вину в ДТП. Машина была застрахована по ОСАГО и страховая компания выплатила ущерб. Но в пределах установленного лимита — 400 тысяч рублей. Что было меньше, чем установленный экспертизой ущерб.

Пострадавший обратился в суд с требованием взыскать недостающую часть суммы солидарно с водителя и собственника такси.

Суд решил, что водитель в момент ДТП не был владельцем источника повышенной опасности, так как использовал автомобиль не по своему усмотрению, а по заданию таксопарка, в его интересах, под его контролем с единственной целью по перевозке пассажиров такси.

Поэтому суд освободил водителя от гражданско-правовой ответственности. А деньги взысканы с собственника такси. Кроме денег на ремонт машины, в них вошли утрата товарной стоимости, расходы по делу — экспертиза и услуги адвоката.

Такси в ДТП. Советы пострадавшим

Так как никто из участников бизнеса такси — агрегатор, таксопарк, водитель — обычно не горит желанием возмещать ущерб имуществу и здоровью, а страховки нет, ущерб больше 500 000 ₽ или получены травмы, то надо готовиться к подаче судебного иска.

Что нужно для подтверждения требований:

  • Постановление инспектора ГИБДД, подтверждающее факт ДТП.
  • Справка о ДТП.
  • Фото места ДТП и повреждений автомобилей.
  • Скриншоты истории заказа в агрегаторе такси (для пассажиров такси) и списаний денег с карты агрегатором.
  • Сведения о водителе такси и втором участнике ДТП. Медицинское заключение, подтверждающее причиненный здоровью вред.
  • Документы, подтверждающие расходы на восстановление здоровья.
  • Заключение независимого эксперта о ущербе транспортному средству (для второго участника ДТП).
  • При ущербе имуществу пассажира — чеки или выписки, подтверждающие стоимость утраченного имущества или стоимость ремонта.

ДТП и такси. Советы таксопаркам

Проверяйте историю водителя при найме.

  • Действительность ВУ и открытые категории.
  • Стаж.
  • История нарушений и штрафов.
  • Наличие ДТП и страховой коэффициент КБМ.
  • Другие судебные задолженности.

Полную проверку любого количества водителей делает российский сервис Parkmon. А еще ищет круглосуточно новые штрафы от ГИБДД, МАДИ, АМПП, задолженности за проезд платных трасс. Ежедневный отчет по неограниченному количеству таксистов и машин — дешевле одного штрафа.

Такси и ДТП. Советы агрегаторам

Проверяйте историю таксопарков и прямых партнеров — ИП и самозанятых.

  • История штрафов.
  • История задолженностей за проезд платных трасс.
  • История судебных задолженностей.

Количество нарушений расскажет о том, насколько хороша работа службы безопасности дорожного движения в таксопарке, насколько дисциплинирован самозанятый водитель или индивидуальный предприниматель.

Бесплатная проверка таксопарков по ИНН — на сервисе Parkmon. Проверки ИП и самозанятых по госномеру авто и водительскому удостоверению. Любое количество машин, водителей, юрлиц. Ежедневный отчет — помощь в отборе партнеров и страховка от возможных исков за ущерб при ДТП.

Штрафы компании под контролем
Штрафы ГИБДД   Проезд по ЦКАД   АМПП   МАДИ   Платон
7 дней бесплатно
Дмитрий Малахов
Дмитрий Малахов

Разобрался как найти любой штраф и почему на сайте Ространснадзора результат поиска зависит от регистра.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Parkmon – журнал
Добавить комментарий