В Москве таксопарк в 100 автомобилей ежемесячно получает штрафов до 500 000 ₽. Абсолютное большинство постановлений — с дорожных камер. Собрали всё важное о том, как таксопарку минимизировать убытки и списывать с водителей штрафы за нарушение ПДД.
Кратко. Идеал недостижим, но приблизится к нему возможно
- Возможно наладить удержание с водителей большинства штрафов за нарушение ПДД. Надо только оговаривать это в договоре.
- Супер-штрафы, наложенные на собственника авто, чаще невозможно удержать с водителя такси. Такой штраф надо обжаловать в течение 10 дней.
- Большую часть ручных операций по удержанию штрафов можно автоматизировать и списывать штрафы с водителя.
Ниже — подробности.
Почему таксопарки получают штрафы
Современные таксопарки, у которых машины в собственности или в лизинге, стараются не трудоустраивать водителей, а сдавать машины в аренду водителям-ИП.
Это помогает таксопаркам оптимизировать налоги. Но не уменьшает количество «штрафных» постановлений с камер. Камера не может определить, кто за рулем — собственник, наёмный работник или арендатор. Поэтому штрафы приходят собственнику авто. Штрафы оформляют ГИБДД, а в Москве ещё МАДИ и АМПП.
Автопарки вынуждены ежемесячно оплачивать сотни штрафов. Просрочка оплаты даже одного незначительного штрафа в 500 ₽ за скорость может обернуться для таксопарка серьезными проблемами. Мы уже писали об этом, почитайте.
Идеал — обжаловать 100% штрафов
Таксопарк вправе обжаловать все постановления за нарушения ПДД и его главный аргумент — машина сдана в аренду. Для подкрепления позиции к жалобе придется прилагать копии договора аренды и финансовые выписки, подтверждающие арендные платежи. А еще копии путевого листа, полиса ОСАГО.
У этого пути есть свои минусы.
- Таксопарку надо внимательно отслеживать появление новых штрафов, ведь на обжалование есть всего 10 дней.
- Надо вести мониторинг по всем текущим обжалованиям и их статусам, а рассмотрение жалоб бывает долгим. Важно не пропустить отклоненные жалобы, что может привести к просрочке оплаты штрафа.
- Жалобы, которые отклонило ГИБДД и другие ведомства, надо будет повторно подавать в суд.
- Из-за большого количества неавтоматизированных операций высоко влияние человеческого фактора, что ведёт к ошибкам и убыткам.
- Потребуется юрист, а может и несколько — зависит от размера таксопарка. Месячная зарплата юриста немалая, так что «отбить» штрафы в ноль не получится. В финансовом плане идеал недостижим.
Поэтому у таксопарка есть другие варианты — сперва оплатить штраф, а затем удержать его сумму с водителя, не устроенного в штат.
Как таксопарки удерживают деньги с водителей
Важно! Эти способы возмещения таксопарк и арендатор должны зафиксировать в договоре.
Депозит или франшиза. Некоторые таксопарки при заключении договора аренды авто с водителем-ИП берут с арендатора депозит, который может быть использован для оплаты штрафов.
Этот способ вполне справедлив. Но водители неохотно заключают договоры с такими таксопарками и выбирают те, где размер франшизы меньше.
Удержание с баланса в агрегаторе. Деньги, которые зарабатывает водитель, агрегатор такси перечисляет через таксопарк. Большинство таксопарков оплачивает штраф, а потом списывает сумму штрафа с баланса водителя в диспетчерской агрегатора.
Если водители «везут» в таксопарк много штрафов, которые надо оплачивать быстро, а агрегатор переводит деньги в таксопарк не каждый день, это может привести к кассовому разрыву.
Проблемы таксопарка при списании денег с водителя
- Если в таксопарк приходит супер-штраф, например 300 000 ₽ за парковку на газоне в Москве (подробнее об этом — наша статья), для его погашения не хватает ни депозита, ни баланса водителя в агрегаторе. Тогда собственнику авто приходится подключать юристов для обжалования штрафа за парковку на газоне. Если жалоба будет удовлетворена, то постановление на таксопарк аннулируют, а новое оформят на арендатора. Но автопарку придётся заплатить юристу за работу.
- Чем больше водителей, тем больше штрафов оформляют на таксопарк. Чтобы вовремя оплачивать штрафы, а также вовремя списывать с водителей, сотрудникам таксопарка надо ежедневно проверять штрафы в базах ГИБДД, в Москве еще МАДИ, АМПП, в регионах — других ведомств, отвечающих за парковки. Ежедневные ручные проверки по СТС или госномерам, по одной машине, а не списком, очень трудозатратны.
- Бухгалтерии надо вести отдельную учетную систему по оплаченным штрафам и удержанным с водителей. При этом ручное заполнение большого количества платёжек по УИН постановлений и финансовых документов на взыскание неизбежно ведет к ошибкам.
- Текучка водителей — такая же особенность бизнеса, как и особые штрафы, предусмотренные для такси (прочитать о них можно тут). Важно не только вовремя оплатить штраф, но и быстро взыскать его сумму с водителя. «Штрафные» постановления через Госуслуги приходят с задержкой, еще позже — через почтовое отделение. Поэтому если не мониторить новые штрафы в онлайне, то удерживать деньги будет не с кого — водитель уже может уйти работать в другую таксомоторную компанию.
Как автоматически удерживать штрафы с водителя такси
Автоматизировать оплату штрафов и удержание денег с водителей помогает сервис Parkmon. Он позволяет сократить количество ручных операций, экономить время и деньги. И приблизиться к идеалу, когда почти все наказания за нарушения ПДД несут водители.
Сервис умеет:
- Искать новые штрафы от ГИБДД, МАДИ, АМПП. Искать круглосуточно, чтобы таксопарк успел за 10 дней обжаловать штраф или оплатить со скидкой за 20 дней.
- Выявлять нарушителей ПДД, сопоставляя дату/время нарушения, закрепленных за авто водителей и график их работы. Чтобы затем компания удержала с виновника сумму штрафа.
- Автоматически формировать платёжки для оплаты в банк-клиенте в один клик. Или для оплаты банковской картой. Чтобы таксопарк получал скидку при оплате и не копил просроченные штрафы.
Ещё Parkmon умеет:
- Формировать ежедневный отчет по всем штрафам и задолженностям. Присылает на почту и в личный кабинет, чтобы у менеджеров и бухгалтеров компании была полная картина, какой штраф надо оплатить и с какого водителя взыскать.
- Формировать платежки для оплаты штрафов и выгружать в банк-клиент. Чтобы экономить время бухгалтера, которая пока оплачивает отдельно каждый штраф по номеру постановления.
- Проверять оплату штрафов по базе ГИС ГМП «Росказна». Чтобы быть уверенным, что штраф погашен.
- Проверять водителей — стаж, открытые категории, штрафы, ДТП, лишение прав, срок действия ВУ. Чтобы не выпустить на линию водителя, лишенного прав.
- Оповещать о судебных задолженностях в базе исполнительных производств ФССП. Чтобы не допустить ареста банковских счетов и автомобилей из-за просрочки оплаты штрафа.
- Предупреждать об окончании полисов ОСАГО. Чтобы собственник вовремя оформил новые страховки, а не получил новые штрафы.
В Parkmon таксопарк может выбрать и оплачивать любой набор услуг, которые сочтет важными для своего бизнеса.
Чем больше машин есть в автопарке, тем дешевле подписка в пересчете на одно авто.
Бесплатный тест-драйв всего функционала — 7 дней.