Водителям грузовиков и автобусов важно чередовать работу и отдых в нормальных пропорциях по нескольким причинам. Усталость и недостаток сна могут привести к замедлению реакции, что повышает риск аварии и делает вождение опасным для водителя и других участников дорожного движения. Дефицит отдыха после напряженного дня увеличивает для водителя вероятность заболеваний. Компания-перевозчик тоже заинтересована в том, чтобы водитель соблюдал режим труда и отдыха. Рассказываем, почему важны сон, тахограф и мониторинг штрафов за его отсутствие.
Кратко. Сколько должен работать водитель, за что штрафуют работодателя и где посмотреть штрафы за тахограф
- Работать водитель может максимум 56 часов в неделю.
- Тахографы должны быть исправны на грузовиках и автобусах.
- Штрафы на юрлицо за выпуск машины в рейс без тахографа — до 50 000 ₽.
- Искать штрафы вручную по нескольким сайтам или на Parkmon — сразу по всем машинам.
Далее — подробно.
Режим труда и отдыха водителя: сколько можно работать
- Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
- Рабочее время водителя включает время управления автомобилем, время специальных перерывов и время работы, не связанной с вождением.
- Время управления автомобилем — не больше 9 часов в течение каждого периода, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени и временем использования ежедневного отдыха.
- Допустимо увеличение времени управления до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. Чтобы завершить перевозку и (или) проследовать к месту стоянки, водитель может увеличить указанное время максимум на два часа.
- Время управления автомобилем не должно превышать 56 часов в течение одной календарной недели и 90 часов в течение любых двух последовательных календарных недель.
- Специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут водитель обязан сделать не позднее чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем после окончания времени отдыха или специального перерыва, если не наступает время отдыха или перерыва большей продолжительности. Указанное время управления можно превысить не более чем на час для проезда к стоянке для отдыха или к конечному месту назначения.
- Ежедневный (междусменный) отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в рабочий день (смену) накануне отдыха.
- Еженедельный отдых должен быть не меньше 45 часов. Этот отдых начинается не позднее шестого ежедневного периода после завершения предыдущего еженедельного отдыха. Еженедельный отдых можно сократить до значения не менее 24 часов. Сделать это можно не чаще одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель.
Что такое тахограф и для чего он нужен
Для того, чтобы водители и работодатели не превышали время работы, не подвергали опасности себя и других людей на дороге из-за переутомления, на грузовиках и автобусах обязательно нужно использовать цифровые тахографы.
Тахограф — это контрольный прибор, которым дооснащается грузовой автомобиль или автобус. Он записывает на карту водителя данные о времени вождения и отдыха. Эти данные тахограф может распечатать на бумажной ленте.
Тахографы также используются для контроля за состоянием транспортного средства, скоростью движения, пройденного машиной пути и могут служить в суде для доказательства действий водителя.
Требования к функционалу автомобильных тахографов утверждены Минтрансом.
Данные на тахографе невозможно исправить или удалить — устанавливать тахографы можно только те, в которые встроены модули СКЗИ. Это система криптографической защиты информации.
Списки моделей тахографов, блоков СКЗИ и карт, которые можно использовать, есть на сайте Росавтотранса.
Кто обязан устанавливать тахограф и на какие автомобили
Собственники транспортных средств — ИП, юридические и физические лица — должны установить тахографы на все автомобили, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны и автобусы, в которых 8 пассажирских мест и более.
Тахографы не надо ставить на коммунальную и строительную технику, автокраны, эвакуаторы, сельхозтехнику. Полный список исключений — по ссылке выше.
На транспорт, работающий на международных перевозках, должны устанавливаться тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР — Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.
Карта водителя для тахографа: где и как получить
Карта водителя для тахографа — электронная карта, в которой есть его ФИО, фотография и данные о водительских правах. В карту водителя встроен электронный чип, на который тахограф записывает информацию о рабочем дне водителя, его отдыхе, скорости движения.
Карта для тахографа является активирующим ключом, который идентифицирует водителя и без карты тахограф работать не будет. Наличие тахографа и тахографической карты является обязательным для водителей грузовиков и автобусов.
Карты водителя для перевозок внутри России (для тахографов СКЗИ) и для международных грузоперевозок (для тахографов ЕСТР) различаются.
Заказать карту водителя для тахографа любого типа можно во всех регионах страны в компаниях, занимающихся установкой и обслуживанием тахографов. Их адреса есть на сайте Росавтотранса.
Оформление карты водителя обязан взять на себя работодатель, если работник принят на работу по трудовому договору. Расходы по оформлению карты водителя могут быть отнесены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.
Какой штраф за тахограф?
На дороге проверить грузовое авто или автобус на наличие тахографа вправе инспекторы ГИБДД, возможно с привлечением сотрудников Ространснадзора.
Штрафы за тахограф действуют следующие. Если нет тахографа, нет карты водителя и тахограф не активирован, нет бумажной ленты, а значит устройство используется с нарушениями, то оштрафуют
- Водителя на 3 000–5 000 ₽.
За выпуск на линию авто без тахографа, или с неработающим устройством оштрафуют:
- Должностное лицо перевозчика на 7 000-10 000 ₽.
- ИП на 15 000-25 000 ₽.
- Компанию на 20 000-50 000 ₽.
Если тахограф есть, но по записанным им данным выявится, что количество часов отдыха у водителя недостаточно, то штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей следующие:
- Водителю — от 1 500 ₽ до 2 000 ₽.
- Должностному лицу — от 7 000 ₽ до 10 000 ₽.
- Индивидуальному предпринимателю — от 15 000 ₽ до 25 000 ₽.
- Юрлицу — от 20 000 ₽ до 50 000 ₽.
В этом случае штрафы должностному лицу, ИП и юрлицу оформят, если выпуская водителя в рейс они установили для него время управления машиной и отдыха с нарушением требований закона. Например, оформили путевой лист на один день с маршрутом в 800 км.
Где проверить штрафы за тахограф
Если водитель отправился в длинный, многодневный рейс, а по возвращении ушел на отдых, то бумажные постановления о штрафах работодатель может получить, когда уже прошли сроки обжалования, оплаты с 50% скидкой и подходит срок оплаты штрафа, или придётся заплатить втрое больше. Чтобы избежать этого, штрафы надо проверять постоянно. Штрафы за тахограф можно проверить:
На Госуслугах, в личном кабинете компании. Недостаток в том, что штрафы там появляются с задержкой.
На сайте ГИБДД (если постановление оформил сотрудник МВД). Недостаток — можно вносить только по одному госномеру или СТС. Невозможно запустить проверку по списку автомобилей.
На сайте Ространснадзора (если постановление оформил инспектор УГАДН). Недостаток — можно проверить штраф по одному СТС или номеру постановления. Нет возможности запустить проверку по списку СТС, что неудобно, когда в автопарке несколько машин.
Ежедневные проверки в ручном режиме отнимают много времени и из-за человеческого фактора неизбежны пропуски штрафов. А это влечет убытки компании, а затягивание сроков оплаты может привести к блокировке банковских счетов юрлица.
Сервис Parkmon поможет автоматизировать ежедневный поиск штрафов за тахограф. Для автопарка любого размера — от 3 машин до бесконечности.
Parkmon круглосуточно, 365 дней выполняет работу менеджера автопарка:
- Отслеживает появление новых штрафов автопарка — ГИБДД, Ространснадзора, МАДИ, АМПП, ПЛАТОН по каждой машине и водителю.
- Уведомляет о каждом новом штрафе через почту и в личном кабинете.
- Готовит ежедневные отчеты по штрафам.
- Формирует платежки для оплаты штрафов.
- Мониторит в базе данных Федерального казначейства ГИС ГМП, прошла ли оплата штрафа и отображает его статус в личном кабинете.
- Сохраняет историю по всем штрафам.
- Уведомляет об исполнительном производстве ФССП по просроченным штрафам.
- Также мониторит действительность пропусков МКАД, ТТК, СК, водительских удостоверений, полисов ОСАГО и диагностических карт.
Как обжаловать штраф за тахограф
Штраф можно обжаловать в течение 10 дней с момента получения постановления. То есть с момента получения постановления водителем.
Для обжалования штрафа нужно письменно обратиться в тот орган, который вынес постановление. Направить жалобу можно лично или заказным письмом с уведомлением о вручении.
Также можно обратиться в суд, приложив к жалобе копии документов, подтверждающих неправомерность наложенного штрафа.
Как избежать штрафов за тахограф?
Памятка водителю:
- Не забывать вставлять карту в начале смены и доставать ее в конце.
- Не оставлять карту в тахографе на ночь.
- Устанавливать в тахографе режим «отдых» во время каждого перерыва.
- Делать распечатки данных с тахографа.
Памятка для должностных лиц:
- Перед выходом транспорта в рейс проверить исправность тахографа, в том числе печать данных.
- Проверять воспринимает ли тахограф карту.
- Оформить подписку на Parkmon, чтобы оперативно получать информацию о новых штрафах и оплачивать их со скидкой.