Автоматические рамки весогабаритного контроля заставляют собственников большегрузных авто доказывать, что их автомобили проезжают без перегруза. Облегчить оспаривание штрафа могут бортовые системы взвешивания, устанавливаемые на машины. Разбираемся, как это работает.
Кратко. Обязательно надо устанавливать, если на машинах ее нет
- Снижает вероятность штрафа за перегруз.
- А это до 400 000 ₽ на юрлицо.
- При выборе системы для установки надо опираться на то, можно ли ее поверить.
- Это нужно для того, чтобы потом оспаривать штрафы Ространснадзора.
Далее — детально.
Каким перевозчикам нужны такие системы
Грузоперевозчикам, которые оперируют грузовиками и и автопоездами с полной массой свыше десяти тонн, и работают не постоянными грузоотправителями, а со случайными — с биржи грузоперевозок. Такой грузоотправитель может погрузить больше допустимой массы и оговоренной в контракте на перевозку. Что для перевозчика оборачивается штрафами за перегруз.
Также бортовые весы нужны перевозчикам, которые возят груз, вес которого невозможно определить при погрузке.
- Опломбированные контейнеры. Невозможно определить распределение груза внутри контейнера и передвинуть его для изменения развесовки.
- Необработанный лес и пиломатериалы. Вес меняется в зависимости от влажности древесины.
- Сыпучие грузы — щебень, песок, грунт. Плотность груза, фракция и влажность влияет на вес, а смещение груза — на распределение нагрузки по осям.
- Наливные неделимые грузы – топливо, битум и др. Кубометр не всегда равен тонне.
- Промышленный мусор, твёрдые бытовые отходы. Из-за разной плотности груза «плавает» вес.
Компаниям, которые хотят экономить на ГСМ и шинах, ведь перегруз — это повышенный расход и износ колес.
Перевозчикам, машины которых часто стоят в ремонте, потому что из-за постоянных перегрузов чаще ломаются.
Бизнесу, который осознает, что перегруз может стать причиной ДТП. А это ремонт машины и возмещение убытков, пострадавшим сверх покрытия страховой.
Как работают бортовые системы взвешивания грузовиков
Для выявления перегрузки используются стационарные весы.
Подкладные — небольшие платформы с датчиками подкладываются под каждое колесо грузовика, на которые он заезжает. Такой тип используется на мобильных пунктах весового контроля. Такой же принцип действия и у автоматических рамок взвешивания (АСВГК) над дорогой.
Платформенные — весы с единой платформой, габариты которой позволяют заехать на нее тягачу с прицепом.
Третий тип — весы, которые у водителя всегда с собой.
Бортовые — системы взвешивания, установленные на автомобиле. Они используют данные с датчиков, фиксирующих изменения, которые происходят в подвеске. Бортовые весы используют на всех типах подвески.
- Пневматической
- Механической
- Гидравлической
Датчики измеряют расстояние между мостом и рамой ТС или степень деформации упругих элементов подвески. Данные с датчиков используются сначала для калибровки системы взвешивания — выведения в ноль, а затем для измерения нагрузки на оси транспортного средства. Система сама рассчитывает миллиметры с датчиков в тонна-силы нагрузки на оси.
Бортовые системы могут быть аналоговыми — когда в кабине тягача «грядка будильников», каждый из которых показывает нагрузку на свою ось. Современные системы — цифровые, данные выводятся на мониторе в кабине или в смартфоне водителя и могут отправляться на сервер в офисе перевозчика.
Также современные управляющие блоки системы умеют распечатывать протокол загрузки машины с указанием массы груза и нагрузки на оси.
При погрузке у водителя нет возможности перегрузить какую-то ось — система выдаст звуковое предупреждение. А если подключена передача данных — соответствующее предупреждение прилетит в офис компании-перевозчика.
Также водитель во время поездки может видеть, как меняются распределение нагрузки по осям.
Чем бортовая система взвешивания выгодна для перевозчика
- Погрузка в рамках разрешенных весовых ограничений, оговоренных в зафиксированные в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом. Как следствие — снижение вероятности штрафа за перегруз
- Экономия времени в процессе погрузки на поиск оптимального распределения груза по кузову
- Оптимальный режим эксплуатации с нормальным расходом ГСМ и износом ТС
- Повышение безопасности грузоперевозок
Стоимость оборудования мобильными весами для одной машины составляет около 100 000 ₽. Дорого? Смотря с чем сравнивать. Давайте сравним со штрафами за превышение весогабаритных ограничений.
Какой штраф за лишний вес грузовика
Размеры штрафов зависят от того, на сколько процентов превышена допустимая масса ТС или нагрузка на ось.
1 000–1 500 ₽ — водителю за перегруз.
5 000–10 000 ₽ — должностному лицу.
50 000–400 000 ₽ — юрлицу.
Проверить штрафы за перегруз. Один запрос — для всего автопарка
О том, как обжаловать штрафы за перегруз мы писали в большой статье про весогабаритные рамки.
Минус бортовых систем взвешивания
Для того, чтобы показания бортовой системы взвешивания были аргументом при обжаловании штрафа за перегруз, важно чтобы система имела действующий срок поверки, как всякое измерительное устройство. Поэтому собственнику периодически придется гонять машину на поверку.
Но это проще, чем гонять машину в объезд весовых рамок. И надежнее, чем пытаться объехать весовые датчики рамки по обочине.
Защитит ли от штрафа с рамки весогабаритного контроля?
Скорее снизит вероятность, потому что водитель сможет контролировать процесс погрузки. А если подключена передача данных, то офис перевозчика тоже будет контролировать вес груза.
Если машина грузится под верхний предел допустимой нагрузки на ось, то рекомендуем выполнять несколько шагов.
Оформлять в Госуслугах разрешение на движение тяжеловесного транспорта
Взвешивать машину на стационарных автомобильных весах. С документом, подтверждающим вес и копией поверки весов.
Подписаться на услуги Parkmon. Ежедневные отчеты о новых штрафах это возможность оплачивать штрафы за перегруз с 50% скидкой и обжаловать их в 10-дневный срок. Стоимость подписки очень мала по сравнению со штрафами за перегруз.