Получатель груза обнаружил порчу полученного груза. И через суд пытался получить компенсацию с транспортной компании. Но благодаря документам перевозчика суд отказал грузополучателю в возмещении стоимости испорченного груза.
Рассказываем, что надо делать водителям и транспортным компаниям, чтобы не платить за чужие ошибки.
Как начиналась перевозка
Заказчик, он же грузополучатель, и транспортная компания заключили договор-заказ (экспедиторскую расписку) на доставку 169 квадратных метров гранитной плитки, которую надо было получить у некоего ИП и привезти заказчику.
Как заявил заказчик, при при приеме груза его представители обнаружили порчу части груза — 13 плиток оказались разбитыми и непригодными к использованию по целевому назначению. Испорченный груз сфотографировали.
Заказчик направил перевозчику две досудебные претензии. Одна — о возврате излишне уплаченной суммы в размере 13 848 ₽ за упаковку груза. Вторая касалась возмещения убытков в размере стоимости поврежденного груза — 6 240 ₽.
Не получив от перевозчика денег, заказчик обратился в суд с требованием взыскать эти деньги с перевозчика.
На основании положения пункта 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Кажется, что дело ясное и транспортная компания должна возместить убытки заказчику. Но не все так однозначно. Суд, при рассмотрении дела опирается на документы.
Почему суд встал на сторону перевозчика
В экспедиторской расписке в графе «Груз доставлен без внешних повреждений упаковки, претензий к объему, качеству и стоимости не имею» грузополучатель поставил подпись.
То есть претензий к экспедитору относительно качества оказанных услуг со стороны грузополучателя не возникло.
Суд в ходе разбирательства также установил, что стороны не составляли акт о повреждении груза в день разгрузки, в экспедиторской расписке нет каких-либо отметок о составлении акта. Грузополучатель не направлял уведомление в адрес Экспедитора или страховой компании. Также он не предоставил в суд доказательства невозможности обнаружения недостатков в момент получения груза.
Представленная в суд грузополучателем экспедиторская расписка вместе с отметкой об отсутствии претензий при приемке груза содержала приписку о количестве разбитых плиток. Но суд отметил, что эта рукописная запись скреплена только печатями и подписями получателя, но не скреплена подписью транспортной компании.
Опираясь на то что, в экспедиторской расписке нет указаний, что грузополучатель составил односторонний акт о повреждении груза, в отсутствие представителя экспедитора, а приписка в экспедиторском документе не соответствует регламенту составления такого акта, суд отказал в грузополучателю в возмещении убытков.
Выводы для транспортных компаний
В этой истории на руку перевозчика сыграло, что была получена подпись получателя в экспедиторской расписке об отсутствии претензий при приемке груза. И слабое знание заказчиком Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
Так как на практике работники транспортных компаний совмещают функции водителя и экспедитора, то компаниям надо понимать, что они перед клиентом отвечают рублём за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие форс-мажорных обстоятельств.
Итак, за что отвечает экспедитор:
- За утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.
- За утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.
- За повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.
- За повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
То есть, кроме транспортным компаниям кроме соблюдения Правил перевозок грузов автомобильным транспортом надо знать и соблюдать нормы федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Несколько советов водителю-экспедитору
- Во время погрузки контролировать вес груза и распределение по осям. О штрафах за перегруз мы уже писали.
- Не осуществлять бесконтрольную погрузку без пересчёта.
- При возможности — убедиться в целостности груза.
- Проверять состояние груза, упаковки, соответствия упаковки характеру груза, крепления груза в кузове автомобиля.
- На погрузке и разгрузке — фотографировать состояние груза и упаковки, процесс погрузки и разгрузки снимать на видео.
- Все замечания по загрузке, грузу, упаковке, креплению указывать во всех экземплярах транспортных накладных (ТТН) или экспедиторской расписки.
- При обнаружении недостатков на погрузке сообщать о них заказчику.
Советы транспортным компаниям
- Обучать водителей правилам приёма и сдачи груза.
- Проверять знание водителями весогабаритных ограничений при грузовых перевозках.
Постоянно мониторить новые штрафы за перегруз. Автоматизировать поиск штрафов для любого автопарка помогает сервис Parkmon.