Что надо проверять перед рейсом, кого можно назначить контролёром, какие штрафы за отсутствие предрейсового ТО — в этой статье собрали все самое важное для компаний, у которых есть свой автопарк.
Кратко. Предрейсовый техосмотр бережет деньги компании
- Предрейсовая проверка — обязательная для всех ТС
- Контролером может быть не каждый
- Можно поручить проверки подрядчику
- Отметки в путевке и заполненный журнал — обязательно. Бланк журнала можно скачать на этой странице
- Иначе штраф 30 000 ₽ на юрлицо
А теперь детально.
Зачем делать ТО перед рейсом
- Для предупреждения ДТП. Благодаря плановой проверке ТС механик выявляет ее неисправности и машина отправляется на ремонт, а не навстречу аварии.
- Чтобы сохранить деловую репутацию перевозчика. Из-за поломки, которую можно было выявить перед поездкой, авто может встать на обочину на несколько часов или дней. И не довезет вовремя пассажиров или груз.
- Для снижения количества штрафов. Механик на предсменном техосмотре напомнит водителю включить тахограф, ближний свет или дневные ходовые огни, проверит, с собой ли у шофёра водительское удостоверение и другие обязательные документы. Благодаря этим напоминаниям компания не получит штрафы. А, например, штраф за выпуск в рейс машины с выключенным тахографома штраф на ИП — до 25 000 ₽, а на юрлицо — до 50 000 ₽. Подробнее об этом читайте в нашей статье про тахографы.
- Чтобы соблюдать законодательство. То, что компания обязана проводить предрейсовые проверки закреплено в федеральном законе о безопасности дорожного движения. Обязанность водителя по проверке техсостояния ТС прописана в ПДД. Минтранс описал, как надо контролировать техсостояние транспортных средств перед рейсами.
Для каких авто обязателен ТО перед выездом
Предрейсовый контроль обязателен для транспорта, перевозящих людей или грузы, как в коммерческих целях, то есть по договорам или в рамках регулярных пассажирских перевозок, так и перевозящих грузы и людей для собственных нужд компании-собственника.
При этом размер автопарка не важен. Даже если в компании один автомобиль или автобус, он должен проходит предрейсовый осмотр.
Самозанятые, оказывающие услуги легкового такси на своем автомобиле, также обязаны проводить предсменные осмотры ТС. Для этого им надо заключать договоры с компаниями, в которых есть механик-контролер соответствующей квалификации.
Какая разница между предрейсовым и предсменным техосмотром и где их проводить
Если в течение дня автомобиль совершает несколько выездов из гаража, то достаточно выполнять контроль один раз перед началом смены. Это предсменный контроль.
Если машина готовится в рейс, который займет весь рабочий день или больше, то проверка техсостояния перед выездом — это предрейсовый контроль.
Минтранс настаивает, что осмотр надо проводить на парковке собственника ТС. Из этого следует, что будет считаться нарушением, когда водители оставляют у своего дома «отвязанные» машины, а утром едут в компанию на осмотр. Также, если компания заключила договор на предрейсовые осмотры своих автомобилей, то подрядчик должен приезжать на парковку заказчика. А гнать машину на осмотр на площадку подрядчика — нарушение.
Требования к квалификации механика-контролера ТС
Проводить предрейсовый контроль технического состояния автомобилей может
сотрудник компании-собственника, либо работник сторонней организации или ИП, с которыми заключен договор на оказание услуг предрейсовых проверок.
Но организация не может приказом назначить любого сотрудника контролером техсостояния ТС. Минтранс описал требования к его образованию и стажу, назначенный сотрудник должен соответствовать одному из перечисленных требований.
Образование | Специальность | Документ о профессиональной переподготовке на контролера ТС | Стаж работы контролером техсостояния ТС |
Среднее профессиональное по профессии (училище) | Из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | 3 года |
Среднее профессиональное (училище) | Любая специальность | + | 3 года |
Среднее профессиональное по специальности (техникум) | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — | — |
Среднее профессиональное по специальности (техникум) | Из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | 1 год |
Среднее профессиональное (техникум) | Любая специальность | + | 1 год |
Высшее | Из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | — |
Высшее | Любая специальность | + | — |
Что должен знать и уметь контролер-механик
Знать:
- Устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- Технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
- Нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
- Нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
- Основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
- Правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
Уметь:
- Проводить осмотр ТС для определения техсостояния
- Заполнять журнал предрейсовых техосмотров
- Ставить отметки в путевых листах о пройденном предрейсовом осмотре
Что контролер обязан проверить на предрейсовом осмотре ТС
Перед выпуском авто в рейс обязательно проверяется исправность систем и устройств транспортного средства.
- Тормозной системы
- Рулевого управления;
- Стеклоомывателей;
- Колес и шин;
- Звукового сигнала;
- Тахографа (если установка предусмотрена законом) — пломбы на лицевой панели, срока плановой настройки или калибровки, работоспособность тахографа;
- Аппаратуры спутниковой навигации (если установка предусмотрена законом);
- Устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если установка предусмотрена законом);
- Замков дверей кузова или кабины,
- Запоров бортов грузовой платформы,
- Запоров горловин цистерн и пробок топливных баков;
- Устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
- Устройств обогрева и обдува стекол;
- Тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
- Держателя запасного колеса;
- Фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
- Индикаторов на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);
- Стекол и обзора с места водителя;
- Зеркал заднего вида, их креплений;
- Заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
- Ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законом) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
- Стеклоочистителей;
- Внешних световых приборов и световозвращателей;
- Герметичность систем, узлов и агрегатов ТС, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительных гидравлических устройств;
- Укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых автомобилей и автобусов);
- Отсутствие внесенных в конструкцию ТС, в том числе части газобаллонного оборудования, кузовов автотранспорта, бортов грузовой платформы (для грузовых автомобилей), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);
Важно! За нарощенные борта грузового автомобиля собственник будет оштрафован, потому что выпустил на линию машину, с изменениями в техконструкции.
- Отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб.
Результаты осмотра — обязательно в путевке и журнале
Если автомобиль технически исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку «Выпуск на линию разрешен», дату и проведения предрейсового или предсменного контроля и заверяет его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Результаты предрейсовых осмотров всех автомобилей контролер должен вносить в журнал регистрации результатов предрейсового контроля. Подписи водителей в журнале не нужны.
Журнал можно вести на бумажном или электронном носителе.
Скачать бланк журнала в формате Ворд
Какой штраф за отсутствие предрейсового осмотра ТС
Проверить, как выполняются предрейсовые осмотры машин, путевые листы и журнал результатов контроля вправе сотрудники Госавтоинспекции и Ространснадзора.
За выпуск на линию машины без проверки технического состояния предусмотрены штрафы.
- 3 000 ₽ — водителю
- 5 000 ₽ — должностному лицу. Это может быть механик-контролер, ответственный за БДД, директор компании-собственника ТС
- 30 000 ₽ — юридическому лицу или ИП
Заключение
Для организации предрейсовых осмотров ТС компаниям, в зависимости от размера автопарка, следует либо отправить на квалификационные курсы своего сотрудника, либо нанять на частичную занятость контролёра, либо заключить договор оказания услуг с другой компанией, где такой специалист есть.
А для контроля и быстрой оплаты автомобильных штрафов — оформить подписку на сервис Parkmon. Это сократит убытки компании. Попробовать, как работает сервис, можно бесплатно на недельном тест-драйве.