Предрейсовый контроль ТС: порядок прохождения и штрафы собственнику в 2024 году

Что надо проверять перед рейсом, кого можно назначить контролёром, какие штрафы за отсутствие предрейсового ТО — в этой статье собрали все самое важное для компаний, у которых есть свой автопарк.

Кратко. Предрейсовый техосмотр бережет деньги компании

  • Предрейсовая проверка — обязательная для всех ТС
  • Контролером может быть не каждый
  • Можно поручить проверки подрядчику
  • Отметки в путевке и заполненный журнал — обязательно. Бланк журнала можно скачать на этой странице
  • Иначе штраф 30 000 ₽ на юрлицо

А теперь детально.

Зачем делать ТО перед рейсом

  1. Для предупреждения ДТП. Благодаря плановой проверке ТС механик выявляет ее неисправности и машина отправляется на ремонт, а не навстречу аварии.
  2. Чтобы сохранить деловую репутацию перевозчика. Из-за поломки, которую можно было выявить перед поездкой, авто может встать на обочину на несколько часов или дней. И не довезет вовремя пассажиров или груз.
  3. Для снижения количества штрафов. Механик на предсменном техосмотре напомнит водителю включить тахограф, ближний свет или дневные ходовые огни, проверит, с собой ли у шофёра водительское удостоверение и другие обязательные документы. Благодаря этим напоминаниям компания не получит штрафы. А, например, штраф за выпуск в рейс машины с выключенным тахографома штраф на ИП — до 25 000 ₽, а на юрлицо — до 50 000 ₽. Подробнее об этом читайте в нашей статье про тахографы.
  4. Чтобы соблюдать законодательство. То, что компания обязана проводить предрейсовые проверки закреплено в федеральном законе о безопасности дорожного движения. Обязанность водителя по проверке техсостояния ТС прописана в ПДД. Минтранс описал, как надо контролировать техсостояние транспортных средств перед рейсами.

Для каких авто обязателен ТО перед выездом

Предрейсовый контроль обязателен для транспорта, перевозящих людей или грузы, как в коммерческих целях, то есть по договорам или в рамках регулярных пассажирских перевозок, так и перевозящих грузы и людей для собственных нужд компании-собственника.

При этом размер автопарка не важен. Даже если в компании один автомобиль или автобус, он должен проходит предрейсовый осмотр.

Самозанятые, оказывающие услуги легкового такси на своем автомобиле, также обязаны проводить предсменные осмотры ТС. Для этого им надо заключать договоры с компаниями, в которых есть механик-контролер соответствующей квалификации.

Какая разница между предрейсовым и предсменным техосмотром и где их проводить

Если в течение дня автомобиль совершает несколько выездов из гаража, то достаточно выполнять контроль один раз перед началом смены. Это предсменный контроль.

Если машина готовится в рейс, который займет весь рабочий день или больше, то проверка техсостояния перед выездом — это предрейсовый контроль.

Минтранс настаивает, что осмотр надо проводить на парковке собственника ТС. Из этого следует, что будет считаться нарушением, когда водители оставляют у своего дома «отвязанные» машины, а утром едут в компанию на осмотр. Также, если компания заключила договор на предрейсовые осмотры своих автомобилей, то подрядчик должен приезжать на парковку заказчика. А гнать машину на осмотр на площадку подрядчика — нарушение.

Требования к квалификации механика-контролера ТС

Проводить предрейсовый контроль технического состояния автомобилей может

сотрудник компании-собственника, либо работник сторонней организации или ИП, с которыми заключен договор на оказание услуг предрейсовых проверок.

Но организация не может приказом назначить любого сотрудника контролером техсостояния ТС. Минтранс описал требования к его образованию и стажу, назначенный сотрудник должен соответствовать одному из перечисленных требований.

Образование Специальность Документ о профессиональной переподготовке на контролера ТС Стаж работы контролером техсостояния ТС
Среднее профессиональное по профессии (училище) Из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 3 года
Среднее профессиональное (училище) Любая специальность + 3 года
Среднее профессиональное по специальности (техникум) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Среднее профессиональное по специальности (техникум) Из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 1 год
Среднее профессиональное (техникум) Любая специальность + 1 год
Высшее Из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
Высшее Любая специальность +

Что должен знать и уметь контролер-механик

Знать:

  • Устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • Технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  • Нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
  • Нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
  • Основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
  • Правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Уметь:

  • Проводить осмотр ТС для определения техсостояния
  • Заполнять журнал предрейсовых техосмотров
  • Ставить отметки в путевых листах о пройденном предрейсовом осмотре

Что контролер обязан проверить на предрейсовом осмотре ТС

Перед выпуском авто в рейс обязательно проверяется исправность систем и устройств транспортного средства.

  • Тормозной системы
  • Рулевого управления;
  • Стеклоомывателей;
  • Колес и шин;
  • Звукового сигнала;
  • Тахографа (если установка предусмотрена законом) — пломбы на лицевой панели, срока плановой настройки или калибровки, работоспособность тахографа;
  • Аппаратуры спутниковой навигации (если установка предусмотрена законом);
  • Устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если установка предусмотрена законом);
  • Замков дверей кузова или кабины,
  • Запоров бортов грузовой платформы,
  • Запоров горловин цистерн и пробок топливных баков;
  • Устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
  • Устройств обогрева и обдува стекол;
  • Тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
  • Держателя запасного колеса;
  • Фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
  • Индикаторов на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);
  • Стекол и обзора с места водителя;
  • Зеркал заднего вида, их креплений;
  • Заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
  • Ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законом) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
  • Стеклоочистителей;
  • Внешних световых приборов и световозвращателей;
  • Герметичность систем, узлов и агрегатов ТС, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительных гидравлических устройств;
  • Укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых автомобилей и автобусов);
  • Отсутствие внесенных в конструкцию ТС, в том числе части газобаллонного оборудования, кузовов автотранспорта, бортов грузовой платформы (для грузовых автомобилей), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);

Важно! За нарощенные борта грузового автомобиля собственник будет оштрафован, потому что выпустил на линию машину, с изменениями в техконструкции.

  • Отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб.

Результаты осмотра — обязательно в путевке и журнале

Если автомобиль технически исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку «Выпуск на линию разрешен», дату и проведения предрейсового или предсменного контроля и заверяет его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Результаты предрейсовых осмотров всех автомобилей контролер должен вносить в журнал регистрации результатов предрейсового контроля. Подписи водителей в журнале не нужны.

Журнал можно вести на бумажном или электронном носителе.

Скачать бланк журнала в формате Ворд

Образец журнала предресового контроля

Какой штраф за отсутствие предрейсового осмотра ТС

Проверить, как выполняются предрейсовые осмотры машин, путевые листы и журнал результатов контроля вправе сотрудники Госавтоинспекции и Ространснадзора.

За выпуск на линию машины без проверки технического состояния предусмотрены штрафы.

  • 3 000 ₽ — водителю
  • 5 000 ₽ — должностному лицу. Это может быть механик-контролер, ответственный за БДД, директор компании-собственника ТС
  • 30 000 ₽ — юридическому лицу или ИП

Заключение

Для организации предрейсовых осмотров ТС компаниям, в зависимости от размера автопарка, следует либо отправить на квалификационные курсы своего сотрудника, либо нанять на частичную занятость контролёра, либо заключить договор оказания услуг с другой компанией, где такой специалист есть.

А для контроля и быстрой оплаты автомобильных штрафов — оформить подписку на сервис Parkmon. Это сократит убытки компании. Попробовать, как работает сервис, можно бесплатно на недельном тест-драйве.

Штрафы компании под контролем
Штрафы ГИБДД   Проезд по ЦКАД   АМПП   МАДИ   Платон
7 дней бесплатно
Дмитрий Малахов
Дмитрий Малахов

Разобрался как найти любой штраф и почему на сайте Ространснадзора результат поиска зависит от регистра.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Parkmon – журнал
Добавить комментарий