Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф

Переутомление водителя ведет к потере концентрации и замедлению реакции на изменение дорожной ситуации. Что становится причиной ДТП. Поэтому правила дорожного движения и другие правовые акты запрещают водителю управлять авто в утомленном состоянии.

Кратко. Соблюдать режим труда и отдыха важно и водителю, и работодателю

  • Перевозчику важно соблюдать нормы при составлении графиков работы водителей и проверять их дисциплину с помощью тахографов.
  • Водители должны грамотно использовать тахограф и четко знать, когда делать перерывы в работе.
  • Штрафы на юрлицо за выпуск машины в рейс без тахографа или нарушение водителем режима работы — до 50 000 ₽.

Теперь подробнее.

Графики работы водителей: виды и образцы

Работодатель должен зафиксировать режим труда и отдыха (РТО) водителя в правилах внутреннего трудового распорядка организации и оговорить в трудовом договоре.

Графики работы (сменности) водителей нужны, чтобы:

  • Планировать работу водителей без нарушений законодательства.
  • Избегать штрафов.
  • Распределять загрузку работников.

График — это ежемесячное расписание работы водителей с продолжительностью рабочего времени, количеством перерывов и выходных. Графики должны учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных приказом Минтрансом № 424 и соответствовать Трудовому кодексу.

В графике указывают:

  • Дни работы и дни отдыха на ближайшие недели.
  • Время начала и окончания смен.
  • Перерывы на отдых и питание в течение смены.

Работодатель обязан ежемесячно составлять графики, независимо от количества машин и водителей. Документ надо подготовить заранее, чтобы не позднее месяца до начала его действия утвердить приказом и ознакомить с ним работников под подпись. Водители должны оставить подписи под приказом и графиком.

Графики водителей бывают трёх видов. Они могут существовать одновременно на одном предприятии, но регулировать работу разных водителей.

Типовых форм графика нет. Графики можно составить вручную в Excel.

Сменный. Водитель работает в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании графика. Скачать бланк сменного графика водителей в формате Ворд.

Многие компании при составлении сменного графика берут за основу форму Т-13.

Скачать Т-13 в ворд, в эксель.

Разрывной. У водителя в смене есть несколько рабочих периодов, которые чередуются с периодами отдыха. Первый перерыв — не позднее чем через 5 часов после начала работы. Суммарная продолжительность перерывов не более 3 часов для водителей общественного транспорта, для остальных шоферов — не более 5 часов. Время перерыва между частями смены не включается в рабочее время.

Например, водитель дежурного автобуса утром отвозил коллег из города на работу, днем возил на обед и обратно, вечером отвез с работы в город. То есть у него было три рабочих периода и два периода отдыха.

Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости.

Учет рабочего времени: сколько часов в день водитель может работать

В зависимости от характера перевозок компания-перевозчик может применять один из двух методов учета рабочего времени водителей.

  1. Ежедневный учет. Подходит для регулярных перевозок по устоявшимся маршрутам. У водителей может быть пяти- или шестидневная рабочая неделя. Максимальная продолжительность рабочего времени не больше 40 часов в неделю и 9 часов в день.
  2. Суммированный учет. Используется, когда при перевозках водители не соблюдают стандартную ежедневную или еженедельную продолжительность — не хватает 8 часов в день или график работы 2/2. Водитель может отработать больше нормы в течение недели, но суммарно отработанное время не должно превышать месячную норму. Или трехмесячную норму, если она утверждена на предприятии по согласованию с профсоюзом.

Нормы труда и отдыха водителя 5/2. При графике работы 5 рабочих дней + 2 выходных следует придерживаться следующих норм.

  • Рабочее время — до 10 часов в день, не более 40 часов в неделю.
  • Время управления — не более 9 часов.
  • Допускается 2 раза в календарную неделю увеличить время управления до 10 часов.
  • Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
  • Рабочая неделя считается с понедельника 00:00 часов до воскресенья 24:00 часов.
  • Перерыв на отдых и обед — от 30 минут до 2 часов.
  • Ежедневный отдых — не меньше двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день или смену. То есть при графике 5/2 с 8:00 до 17:00 и обедом с 12:00 до 13:00 продолжительность ежедневной работы составляет 8 часов. Значит отдых должен быть в два раза больше — 16 часов. С 17:00 до 8:00 это 15 часов плюс 1 час обеденного перерыва и получаются требуемые 16 часов.
  • Еженедельный отдых не менее 45 часов. Начинается не позднее шестого ежедневного периода (шестой смены), наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. Исключение — можно сократить отдых до 24 часов один раз в течение двух подряд календарных недель. То есть, если водитель отработал 6 дней, сутки отдохнул, отработал ещё 6 дней. Но после он должен отдохнуть не меньше 45 часов.

Нормы труда и отдыха водителя 2/2 с суммированным учетом. Для такого учета времени существуют следующие ограничения по работе и отдыху водителей.

  • Рабочее время. Ежедневная работа (смена) водителей не должна превышать 10 часов.
  • Время работы водителя не ограничивается 40 часами в неделю. Расчетным периодом является месяц или три, за это время контролируется количество часов. Например в апреле 2024 года в месяце 168 рабочих часов, и по неделям, в зависимости от производственной необходимости, рабочее время водителя может сложиться так: 1 неделя — 50 часов, 2 — 34 часа, 3 — 35 часов, 4 — 49 часов.
  • Время управления машиной в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение двух последовательных календарных недель — 90 часов.
  • Ежедневный отдых не менее 11 часов, которые необходимо использовать до завершения ежедневного периода, то есть в течение 24 часов с начала работы. То есть, если водитель в 8:00 выехал в длинный рейс, то до 8:00 следующих суток он должен отдохнуть 11 часов. Значит он должен уйти на отдых не позже чем в 21:00 первых суток. Допускается сокращение ежедневного отдыха до 9 часов. Сокращать разрешается не более 3 раз между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего.

Специальные перерывы обязательны для всех водителей. Они нужны для отдыха от вождения и оговорены в ПДД и приказе Минтранса.

  • Перерыв должен быть не позднее, чем через 4,5 часа после начала рабочего времени.
  • Длительность не менее 45 минут в смену.
  • Может быть разделен на две части — первая не меньше 15 минут, последняя – минимум 30 минут.

Что входит в рабочее время водителя

Работа водителя — это не только управление автомобилем. В рабочее время входят и другие работы.

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ должен установить работодатель по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливает компания-работодатель.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки-высадки пассажиров.
  • Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (специальный перерыв).
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей.
  • Раньше, если в экипаже было два водителя, для обоих полное время в поездке считалось как рабочее. Сейчас не считается, но оплачивается в размере, который установлен коллективным договором или приказом работодателя.

Особенности режима труда и отдыха водителей такси, автобусов, грузовиков

Режим труда и отдыха водителя такси мало чем отличается от описанных выше условий. В учет рабочего времени таксиста дополнительно к перечисленным входит простой в ожидании заказов и мойка машины.

Работодатель не вправе устанавливать таксистам ненормированный рабочий день.

Нормы труда и отдыха для самозанятых водителей такси введены в 2023 году и особо не отличается от ограничений для водителей, работающих по графику 5/2.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн ничем не отличается от описанных выше и регламентируется ПДД РФ.

Для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении при разделении рабочего дня (смены) на части (работа по разрывному графику) суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 3 часа. У всех остальных — 5 часов.

Водители городских и пригородных автобусов могут делить специальный 45-минутный перерыв на отрезки по 10 минут.

Как контролировать, соблюдает ли водитель РТО

Следить, соблюдает ли водитель нормы рабочего времени и отдыха обязан работодатель. С учетом требований законодательства он составляет графики работы водителей.

А для контроля водителей все автомобили юридических лиц и ИП, если их деятельность связана с коммерческими перевозками, должны быть оборудованы тахографами.

Работодатель финансово заинтересован в сверке показаний тахографов с графиками работы водителей и повышении трудовой дисциплины работников.

Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей

Инспекторы ГИБДД и сотрудники Ространснадзора вправе проверить, есть ли в автомобиле тахограф, исправен ли он и не нарушает ли водитель режим труда и отдыха. Для этого они просят распечатку из тахографа или считывают карту водителя на своем устройстве.

Инспекторы также могут прийти к работодателю чтобы проверить графики работы водителей и как ведется работа по соблюдению норм труда и отдыха. Несмотря на действующий еще с пандемии мораторий на проверки бизнеса, такая проверка возможна если случится резонансное ДТП. Поэтому перевозчик должен относиться к составлению графиков работы водителей ответственно.

Частые нарушения РТО:

  • Превышена норма времени управления транспортным средством.
  • Превышена норма рабочего времени при суммированном учете.
  • Отсутствует график работы водителей.

Штрафы за тахограф действуют следующие. Если нет тахографа, нет карты водителя и тахограф не активирован, нет бумажной ленты, а значит устройство используется с нарушениями, то оштрафуют

  • Водителя на 3 000–5 000 ₽.

За выпуск на линию авто без тахографа, или с неработающим устройством оштрафуют:

  • Должностное лицо перевозчика на 7 000-10 000 ₽.
  • ИП на 15 000-25 000 ₽.
  • Компанию на 20 000-50 000 ₽.

Если тахограф есть, но он зафиксировал, что водитель работал больше положенного, а отдыхал меньше, то штрафы такие:

  • Водителю 1 500-2 000 ₽.
  • Должностному лицу 7 000-10 000 ₽.
  • Индивидуальному предпринимателю 15 000-25 000 ₽.
  • Юрлицу 20 000-50 000 ₽.

Последняя группа штрафов грозит работодателю за отсутствие графиков работы водителей, приказов об их утверждении или если они оформлены с нарушениями, под ними нет подписей водителей.

Проверить штрафы за тахограф по ИНН бесплатно.

О том, как снизить количество штрафов за тахограф и нарушение РТО можно почитать в нашей статье.

Как оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя

Неуплаченный за 70 дней штраф может обернутся увеличением его суммы в 3 раза и арестом счетов судебным приставом.

Чтобы вовремя оплачивать штраф, важно его быстро найти, а не ждать по почте.

На Госуслугах, в личном кабинете компании. Недостаток: штрафы там появляются с задержкой.

На сайте ГИБДД, если постановление оформил инспектор ГИБДД. Недостаток: можно вносить только по одному госномеру или СТС. Невозможно запустить проверку по списку автомобилей.

В сервисе для перевозчиков Parkmon. Онкруглосуточно, 365 дней ищет новые штрафы по базам ГИБДД, Ространснадзора для автопарков любого размера — от 3 машин до бесконечности.

Кроме этого Parkmon:

  • Отслеживает появление новых штрафов МАДИ, АМПП, ПЛАТОН по каждой машине и водителю.
  • Отслеживают действие пропусков МКАД, ТТК, СК, оплату проезда ЦКАД.
  • Уведомляет о каждом новом штрафе через почту, смс и в личном кабинете.
  • Отслеживают действительность водительских удостоверений, что позволит не выпускать в рейс водителей с истекшим сроком ВУ или лишенных прав.
  • Позволяет перевозчику выбрать и оплачивать только те услуги Parkmon, которые для него важны.
Штрафы компании под контролем
Штрафы ГИБДД   Проезд по ЦКАД   АМПП   МАДИ   Платон
7 дней бесплатно
Дмитрий Малахов
Дмитрий Малахов

Разобрался как найти любой штраф и почему на сайте Ространснадзора результат поиска зависит от регистра.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Parkmon – журнал
Добавить комментарий