Автобус для перевозки своих работников — нужна ли лицензия и ОСГОП?

Некоммерческие перевозки пассажиров — перевозка на служебном автобусе школьников или работников компании — регулируется законодательством. Какие документы нужно иметь собственнику и какие требования выполнять, рассказываем в этой статье.

Кратко. Лицензия нужна, страховка пассажиров — желательна

  • Лицензия нужна и для перевозки школьников, и для доставки работников компании ее автобусом
  • ОСГОП не обязателен. Но Ространснадзор рекомендует оформлять добровольную страховку ОСГОП
  • Лицензию оформлять через Госуслуги, договор добровольного страхования ответственности перед пассажирами — в страховых компаниях, готовых оказать эту услугу, ссылка есть в этой статье

А дальше подробнее.

Автобус юрлица для перевозки своих работников

Лицензия нужна. Это закреплено в Положении  о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

При этом требование закона распространяется на ТС двух категорий:

M2 — кроме места водителя есть больше 8 мест для сидения, допустимая максимальная масса до 5 тонн

M3 — помимо водительского сидения есть больше 8 пассажирских мест, допустимая максимальная масса более 5 тонн

То есть, если компания возит своих сотрудников на 40-местном мягком автобусе, на «вахтовке» или старой Газели — если в ПТС пассажирских мест 9 или больше — лицензия нужна. И не важно, что это ТС не выполняет коммерческие перевозки.

Резюмируем. Лицензия нужно получить если совпадают три фактора.

  • Собственник ТС — юридическое лицо или ИП
  • ТС относится к категории D и в ПТС более 8 пассажирских мест
  • ТС используется для перевозок пассажиров или работников лицензиата

Школьный автобус

Если не маршрутный автобус или другое ТС везет более 8 детей без сопровождения родителей или законных представителей то такая перевозка считается организованной. А значит лицензия нужна.

Кому не нужна лицензия на перевозку людей автобусом

  • Пожарной охраны и аварийно-спасательных служб
  • Полиции, МВД, войск нацгвардии РФ, следственных органов СК РФ
  • Скорой медицинской помощи
  • Вооруженных сил РФ и военных автомобильных инспекций
  • ФСБ, ФСО

Где получить лицензию на автобус

В территориальном подразделении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Заявление и документы необходимо направить в Ространснадзор в электронном виде через портал Госуслуг из личного кабинета компании с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Список документов для получения лицензии

  • Заявление
  • Копия приказа о назначении ответственного за обеспечение БДД. О квалификационных требованиях к ответственному за БДД, кого можно назначить, читайте нашу статью.
  • Копия договора о проведении медицинских осмотров водителей. О том, как надо проходить предрейсовые медосмотры и какие водители могут получать заключение медика дистанционно, читайте наш материал.
  • Договор аренды или лизинга, если автобус не является собственностью компании
  • Опись документов

При заполнении заявки на лицензию в Госуслугах роль заявления играет заполняемая анкета.

Что компания должна соблюдать, получив лицензию

  • Использовать только автобусы, заявленные в лицензии
  • Выполнять мероприятия по обеспечению БДД: инструктаж водителей, планирование мероприятий по предупреждению ДТП, стажировки водителей, анализ ДТП, учет и хранение обращений о нарушении водителями ПДД. О том, какие документы по БДД должна вести компания с автопарком читайте в нашей статье
  • При коммерческих перевозках использовать договоры обязательного страхования пассажиров (ОСГОП)
  • Заполнять путевые листы
  • Проводить предрейсовые (послерейсовые) медосмотры водителей.
  • Проводить предсменный или предрейсовый контроль техсостояния
  • Использовать тахографы
  • Использовать спутниковую навигацию ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
  • Проводить техобслуживание ТС в сроки, предусмотренные изготовителем
  • Обеспечить автобусы парковочными местами для стоянки между рейсами
  • Передавать сведения о пассажирах и персонале автобуса в базу данных (АЦБПДП ЕГИС ОТБ) при осуществлении международных перевозок или перевозок между регионами РФ.
  • Соблюдать режим труда и отдыха водителей.

Если компания не будет выполнять эти лицензионные требования, то получит штраф и Ространснадзор может аннулировать её лицензию.

Какой водитель может управлять автобусом для собственных нужд компании

Компания должна допускать к работе только водителей, имеющих трудовой договор и водительское удостоверение категории D. Это тоже лицензионное требование.

Водитель корпоративного автобуса должен иметь ВУ:

российское национальное водительское удостоверение, дающее гражданам и негражданам РФ право на управление автомобилями категории D

или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории D — для граждан государств, где есть законы о использовании русского языка в качестве официального языка:

  • Россия (государственный)
  • Белоруссия (государственный)
  • Казахстан (официальный)
  • Киргизия (официальный)
  • Таджикистан (язык межнационального общения)
  • Абхазия (официальный)
  • Республика Южная Осетия (государственный)
  • Приднестровская Молдавская Республика (официальный)

При организованной перевозке группы детей компания должна допускать за руль водителей, которые соответствуют требованиям по стажу и отсутствию лишения прав. Подробно о перевозке групп детей и требованиям к водителям мы писали в большой статье.

Проверить водителя на лишение прав, категорию, ДТП и срок действия ВУ

Нужен ли ОСГОП при перевозке пассажиров для собственных нужд

Компания перевозит своих работников на своем автобусе, при этом пассажирам не выдают билеты, договор перевозки не заключается. То есть по законодательству компания-собственник ТС не является перевозчиком. Следовательно полис ОСГОП при перевозке пассажиров для собственных нужд не требуется.

Если случится авария и пострадает пассажир такого ТС, то полученные травмы будут рассматриваться как производственные и возмещение вреда будет производиться на основании Трудового кодекса.

Нужен ли ОСГОП для школьного автобуса

Ространснадзор, ссылаясь на закон об ОСГОП, считает, что собственник автобуса, выполняющего некоммерческие перевозки — доставка школьников или работников компании — отвечает перед пассажирами, пострадавшими в ДТП. И рекомендует учебным заведениям и другим некоммерческим перевозчикам заключить договор добровольного страхования ответственности перед перевозимыми пассажирами.

Перечень страховых организаций, которые готовы осуществлять добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика можно скачать по ссылке.

Важно! Полис добровольного страхования ОСГОП защитит бюджет компании или школы в случае, если их автобус попадет в ДТП и пострадают пассажиры.

Штрафы за некоммерческую перевозку пассажиров

Штрафы, предусмотренные законодательством, являются мерой защиты пассажиров.

Без лицензии:

  • 170 000-250 000 ₽ или административное приостановление деятельности до 90 суток — юридическому лицу
  • 30 000-40 000 ₽ или административное приостановление деятельности до 90 суток — индивидуальному предпринимателю
  • 30 000-50 000 ₽ или дисквалификация на 1-3 года — должностному лицу
  • 500-1 000 ₽ — гражданину

С лицензией, но с нарушением лицензионных требований:

  • 100 000-250 000 ₽ или административное приостановление деятельности до 90 суток — юридическому лицу
  • 5 000-20 000 ₽ или административное приостановление деятельности до 90 суток — индивидуальному предпринимателю
  • 15 000-30 000 ₽ — должностному лицу
  • 300-500 ₽ — гражданину

Проверить автомобильные штрафы одним запросом для любого количества служебных автомобилей

Штрафы компании под контролем
Штрафы ГИБДД   Проезд по ЦКАД   АМПП   МАДИ   Платон
7 дней бесплатно
Дмитрий Малахов
Дмитрий Малахов

Разобрался как найти любой штраф и почему на сайте Ространснадзора результат поиска зависит от регистра.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Parkmon – журнал
Добавить комментарий