Медосмотры необходимы для безопасности дорожного движения, компании-автовладельцы обязаны их организовать, чтобы за руль не попали пьяные водители или имеющие проблемы с давлением и сердцем. Собрали все важное — кто должен проходить медосмотры, какие виды осмотров бывают и что необходимо работодателю для организации дистанционных медосмотров.
Кратко. Телемедицина — это недорого. Штрафы за отсутствие отметки врача в путёвке — очень серьезные
- 3 категории водителей не могут проходить осмотры дистанционно, только с глазу на глаз с врачом.
- Стоимость 1 осмотра 1 водителя — от 30 рублей.
- Оборудование для дистанционного медосмотра клиники дают в аренду.
- За отсутствие отметки врача в путевке штраф юрлицу — 30 000 ₽.
Подробности дальше.
Кто должен проходить предрейсовый медосмотр в 2024 году
Предрейсовый медицинский осмотр в 2024 году обязаны проходить все водители. Вне зависимости от типа автомобиля или характера перевозок — пассажирских или грузовых. От обязанности прохождения медосмотров освобождены водители Вооруженных сил и оперативных служб.
Проведение медосмотров обязан организовать работодатель. ИП, не являющиеся работодателями и самозанятые водители такси тоже должны проходить медосмотры, организовать процедуру осмотров и оплачивать врачебные услуги они должны сами.
Послерейсовые осмотры являются обязательными для водителей, которые перевозят опасные грузы или пассажиров — это водители автобусов, маршрутных и легковых такси.
Как организовать проведение предрейсовых медосмотров
У компании, владеющей автопарком, есть несколько вариантов, как организовать проведение обязательных медосмотров для водителей.
- Получить медицинскую лицензию. Оборудовать медицинский кабинет на своей территории и нанять дипломированного медработника. Штатный врач должен иметь высшее медицинское или среднее профессиональное образование. Этот путь нецелесообразен для компаний с автопарком до 30 машин.
- Заключить договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия, и направлять в нее водителей для прохождения осмотров. Но важны несколько факторов — территориальная близость медучреждения и совпадение по графику работы. Медорганизация должна иметь лицензию на медицинскую деятельность, предусматривающую проведение медосмотров водителей.
- Организовать для медиков лицензированного медучреждения кабинет на территории предприятия.
- Телемедицина. Заключить договор на проведение дистанционных осмотров. В этом случае работодателю возможно придется потратиться на дополнительное оборудование.
Важно! Дистанционный медосмотр или телемедицина не подходят для водителей, занимающихся:
- Организованной перевозкой групп детей.
- Перевозкой опасных грузов.
- Регулярной перевозкой пассажиров в междугородном сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 км и более.
Эти водители должны встречаться с врачом лично для прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров.
Водители, которые проходят осмотры дистанционно, должны дважды в год проходить очные периодические медосмотры с химико-токсикологическими исследованиями.
Как проводят медосмотр водителей очно и дистанционно
В ходе предрейсового осмотра врач проводит:
- Идентификацию личности водителя.
- Опрос водителя, получение его жалоб.
- Осмотр водителя — зрачков и кожи.
- Измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса.
- Выявление текущих и остаточных признаков опьянения с помощью алкотестера.
При необходимости врач вправе отправить водителя на сдачу лабораторных анализов. А если здоровье водителя не вызывает сомнений, то доктор ставит соответствующую отметку в путевой лист.
В законе нет четкого описания оборудования, с помощью которого должен осуществляться дистанционный медосмотр водителей. Крупные медицинские компании, проводящие медосмотры дистанционно, устанавливают свои или передают перевозчику в аренду терминалы, отвечающие главному требованию закона — обеспечение автоматизированной дистанционной передачи информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.
Эти терминалы оборудованы камерами, приборами для измерения пульса, давления, температуры, анализа выдыхаемого воздуха. И либо сами печатают термо-стикеры с ЭЦП врача для последующего переноса на путевой лист, либо подключены к принтеру для печати путевых листов с ЭЦП врача. Некоторые модели имеют устройства для идентификации водителя по отпечатку пальца.
Но программно-аппаратный комплекс не обязательно должен быть в виде терминала. Он может быть в виде ноутбука со специальной программой и подключенными к нему тонометром, алкометром и инфракрасным термометром.
Результаты проведенных медицинских осмотров доктор вносит в журнал медосмотров — бумажный или электронный, заверенный ЭЦП медорганизации. Компании, специализирующиеся на проведении предрейсовых медосмотров, включают ведение журналов в пакет своих услуг.
Скачать образец журнала.
Перевозчику для организации дистанционных медосмотров водителей надо заключить договор с лицензированным медучреждением, специализирующемся на телемедицине. И подготовить внутренние документы:
- Приказ о проведении медосмотров в дистанционной форме. В нем лучше перечислить категории работников без ФИО и типы автомобилей без марок и госномеров. Приказ не придется переделывать при приеме нового водителя и покупке новой машины.
- Письменные согласия водителей на обработку биометрических показателей.
Какой штраф если нет отметки врача в путевом листе
Отметка врача о медосмотре водителя в путевом листе — обязательный реквизит путевого листа. В нём должны быть дата и время проведения предрейсового и послерейсового (если он предусмотрен по закону) медицинского осмотра водителя, которые вносит медработник, непосредственно проводивший осмотр, и заверяет подписью и указанием Ф.И.О.
Если медосмотр водителя проводился дистанционно, с использованием телемедицины, то осмотр в путевом листе подтверждает электронная цифровая подпись врача.
Медосмотры водителей проводятся для безопасности перевозок пассажиров и грузов. Если в путевом листе водителя нет отметки врача, то инспектор ГИБДД (а в Москве такие нарушения еще фиксирует МАДИ) оштрафует:
- Гражданина (чаще всего это водитель) — 3 000 ₽.
- Должностное лицо (часто это — дежурный механику, выпустивший машину на линию) — 5 000 ₽.
- Юрлицо — 30 000 ₽.
Оплатить штраф с 50% скидкой можно в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Проверить штрафы и даты вынесения постановлений по ИНН организации можно бесплатно.
За нарушение порядка проведения обязательных медосмотров предусмотрены штрафы, которые нельзя оплатить со скидкой:
- На гражданина 1 000–1 500 ₽.
- На должностное лицо 2 000–3 000 ₽.
- На юрлицо, в том числе ИП 30 000–50 000 ₽.
Под этим подразумевается отсутствие журнала медосмотров водителей или использование медприборов с просроченной поверкой. Но так как в последние годы действует мораторий на проведение проверок бизнеса, эта санкция пока не применяется.
Чтобы не пропускать срок скидки на оплату штрафов, выписанных на дороге, перевозчикам надо ежедневно мониторить новые штрафы.
Сервис Parkmon круглосуточно мониторит базы ГИБДД, Ространснадзор (ПЛАТОН), МАДИ, АМПП и сообщает о новых штрафах. И формирует платежки для оплаты через банк-клиент или корпоративной банковской картой.
А еще Parkmon проверяет:
- Задолженность за проезд по платным трассам с безбарьерными системами «Свободный поток» — ЦКАД, М-12 «Восток». Чтобы успеть оплатить в 5-дневный срок без штрафа.
- Действительность пропусков на МКАД, ТТК и Садовое кольцо. Чтобы грузовик не привез штрафы с каждой камеры.
- Водителей — стаж, открытые категории, штрафы, ДТП, лишение прав, срок действия ВУ. Чтобы не выпустить в рейс водителя, лишенного прав.
- Оплату штрафов по базе ГИС ГМП «Росказна». Чтобы быть уверенным, что штраф погашен.
- Базу судебных задолженностей ФССП. Чтобы не допустить ареста банковских счетов и автомобилей.
- Сроки действия полисов ОСАГО. Чтобы собственник вовремя оформил новые страховки, а не получил новые штрафы.
Ежедневный отчет перевозчику — независимо от количества машин и водителей.
Попробовать бесплатно все функции сервиса Parkmon можно в течении недели.