Испытание соответствия водителя — процедура, которую должен провести работодатель в соответствии с приказом Минтранса № 264. В этой статье разбираемся, как провести и документально оформить такое испытание.
Кратко. Ничего сложного, но надо зафиксировать во внутренних документах компании и почти произвольное испытание
- Отбор — стандартный набор документов, которые и так требует кадровик
- Испытание — сложность устанавливает работодатель.
- Надо подготовить несколько документов. Это в интересах компании
А далее в деталях.
Испытание соответствия водителя: что это и для чего
Каждая компания, принимая на работу водителей, по приказу Минтранса России, должна проводить их профессиональный отбор и обучение.
Компоненты профессионального отбора и обучения:
- Проверка документов претендента для подтверждения соответствия профессиональным и квалификационным требованиям.
- Испытание — проверка знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям. Раньше эта составляющая называлась «Стажировка», что предполагает обучение, в нынешнем документе осталось только испытание, что подразумевает проверку опыта у испытуемого, а не его обучение.
Цели отбора и испытания:
- Обеспечение безопасности дорожного движения — квалифицированные водители снижают риск ДТП
- Соответствие профессиональным и квалификационным требованиям — отбор и испытание подтверждают, что работник обладает необходимыми навыками и знаниями для управления ТС определенной категории
- Выявление необходимости подготовки работников — профессионального образования, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд
- Соблюдение законодательства
Какие компании обязаны проводить профотбор и испытание водителей
Требование Минтранса распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства. И не важно, автотранспорт используется для коммерческих перевозок или для собственных нужд компании.
Какие водители должны пройти отбор и испытание
Отбор и испытание обязательны для работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с управлением ТС, включая:
- Легковые автомобили и такси
- Грузовые автомобили
- Автобусы
По приказу Минтранса, профессиональный отбор и профессиональное обучение должны пройти работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением ТС, а не только с управлением. Значит кроме водителей профотбор должны проходить ответственный за БДД и выпускающий механик. И проходить испытания, но не по программе испытания водителей, а по программам, соответствующим их специальности и должностным обязанностям.
В соответствии с Трудовым кодексом, который иерархически находится выше приказа Минтранса, испытание не требуется:
- Для работников, заключающих трудовой договор на срок до 2 месяцев
- Для работников, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение 1 года со дня диплома
- Для работников, принимаемых на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями
Профессиональный отбор водителя. Что это?
Профессиональный отбор — это когда компания проверяет, что представленные водителем при трудоустройстве документы соответствуют профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным в компании для этой должности и зафиксированным в законодательстве.
Наличие права на управление ТС соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением
Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации
Стаж работы работника подтверждается трудовой книжкой — бумажной или выпиской из электронной трудовой
Читайте в наших статьях о квалификационных требованиях к водителям автобусов, грузовых и легковых автомобилей.
Проверить водителя: срок действия ВУ и категории, история ДТП и лишений, коэффициент КБМ
Программа испытания водителя
В приказе Минтранса не указаны конкретные требования к содержанию программы испытаний водителей. Документ устанавливает только общие требования к проведению испытаний.
Важно! Программа испытания должна содержать два обязательных этапа: без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования обязательно должно содержать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
Более конкретно содержание программы в приказе не регламентируется. Таким образом, содержание программы испытаний остается на усмотрение работодателя.
Программа испытания может содержать следующие пункты:
- Этап испытания водителя без выезда на дороги общего пользования
- Знание технического устройства ТС и его характеристик (грузоподъемность, пассажировместимость) — 1 час
- Стажировка (обучение) мерам безопасности и охране труда водителя при эксплуатации автомобиля — 1 час
- Знание ПДД — 8 часов
- Стажировка (обучение) по особенностями маршрута (при наличии) — 1 час
- Знание особенностей работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды — 1 час
- Знание порядка предрейсовых и послерейсовых осмотров: медицинского — для водителя и технического — для ТС — 1 час
- Знание мер противопожарной безопасности — 1 час
- Знание порядка погрузки-выгрузки, крепления груза и обязательной транспортной документации (при перевозке пассажиров — знание порядка посадки-высадки и взимания платы за проезд) — 1 час
- Знание порядка действий в случае ДТП и оказания первой медицинской помощи — 1 час
- Этап испытания водителя с выездом на дороги общего пользования
- Движение в населенном пункте — 2 часа
- Движение вне населенных пунктов — 2 часа
- Знакомство с особенностями маршрута (при наличии) — 8 часов
- Время прохождения маршрута из пункта А в пункт Б — максимум 3 часа
- Движение по маршруту без пассажиров (для водителей маршрутных транспортных средств) — 8 часа
- Движение по маршруту с пассажирами (для водителей маршрутных транспортных средств) — 8 часов
Данный пример программы — не догма. Компания может дополнить или сократить эти пункты, пересмотреть количество часов.
Продолжительность испытания
Минимальная продолжительность испытания в документе не указаны.
Работодатель самостоятельно устанавливает продолжительность испытания, которая не должна противоречить Трудовому кодексу. Максимум — 3 месяца.
При заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытание не может превышать 2 недели. В срок испытания не засчитываются больничные работника и другие дни, когда он отсутствовал на работе.
Кто может проводить испытание
Испытание проводится под руководством водителя-наставника, назначаемого из числа водителей, соответствующих следующим требованиям:
- Отсутствие ДТП по его вине за последний год работы
- Стаж работы на соответствующем типе транспортных средств: не менее 3 лет для легковых такси или грузовых автомобилей; не менее 5 лет для автобусов.
Важно! Что делать, если в компании нет работника, соответствующего этим критериям, например если компания только приобрела ТС и надо принять на работу первого водителя? Компания может нанять водителя-наставника по договору ГПХ на период стажировки до 2 месяцев. Как мы писали выше, по Трудовому кодексу в этом случае не требуется стажировка.
Когда и как проводить испытание соответствия водителя
Работодатель обязан организовать испытание в рабочее время, не заставлять водителей проходить его сверхурочно. В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
То есть, сперва компания принимает водителя на работу с испытательным сроком, соответствующим программе испытания, а затем уже организует испытание.
Испытание проводится на транспортном средстве того типа и модели, на котором водитель будет в дальнейшем работать, и на соответствующем маршруте (при его наличии).
Какие документы должна оформить компания для испытаний водителей
Программа испытания. Раз в нормативных документах не написано, что в ней должно быть, то компания должна ее разработать, исходя из типа перевозок, специфики ТС, характера груза, маршрутов движения, особенностей погрузки-выгрузки или посадки-высадки пассажиров.
Программа должна содержать перечень упражнений, время стажировки по каждому пункту программы, критерии оценки или стандарты выполнения, общее время стажировки.
И компании следует утвердить программу испытаний в приказе или распоряжении.
Приказ о назначении водителя-наставника включает данные:
- О назначенном водителе-наставнике, его квалификацию и стаж работы,
- О водителе, принимаемом на работу
- Периоде испытаний
- Типе и марке ТС
Лист испытаний водителя должен содержать:
- Номер листа испытаний;
- ФИО водителя;
- Тип ТС, марка, модель;
- ФИО водителя-наставника;
- Дата и время прохождения, испытательный период;
- Заключение ответственного за БДД о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Важно! В приказе это не оговорено, но лучше, чтобы в каждом листе должны быть подписи водителя-испытуемого, водителя-наставника, ответственного за БДД. Это пригодится компании в случае ДТП или при трудовом споре.
Работодатель должен хранить оформленные листы испытания менее 5 лет.