Что такое испытание соответствия водителя, как проводить, какие документы оформить

Испытание соответствия водителя — процедура, которую должен провести работодатель в соответствии с приказом Минтранса № 264. В этой статье разбираемся, как провести и документально оформить такое испытание.

Кратко. Ничего сложного, но надо зафиксировать во внутренних документах компании и почти произвольное испытание

  • Отбор — стандартный набор документов, которые и так требует кадровик
  • Испытание — сложность устанавливает работодатель.
  • Надо подготовить несколько документов. Это в интересах компании

А далее в деталях.

Испытание соответствия водителя: что это и для чего

Каждая компания, принимая на работу водителей, по приказу Минтранса России, должна проводить их профессиональный отбор и обучение.

Компоненты профессионального отбора и обучения:

  • Проверка документов претендента для подтверждения соответствия профессиональным и квалификационным требованиям.
  • Испытание — проверка знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям. Раньше эта составляющая называлась «Стажировка», что предполагает обучение, в нынешнем документе осталось только испытание, что подразумевает проверку опыта у испытуемого, а не его обучение.

Цели отбора и испытания:

  • Обеспечение безопасности дорожного движения — квалифицированные водители снижают риск ДТП
  • Соответствие профессиональным и квалификационным требованиям — отбор и испытание подтверждают, что работник обладает необходимыми навыками и знаниями для управления ТС определенной категории
  • Выявление необходимости подготовки работников — профессионального образования, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд
  • Соблюдение законодательства

Какие компании обязаны проводить профотбор и испытание водителей

Требование Минтранса распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства. И не важно, автотранспорт используется для коммерческих перевозок или для собственных нужд компании.

Какие водители должны пройти отбор и испытание

Отбор и испытание обязательны для работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с управлением ТС, включая:

  • Легковые автомобили и такси
  • Грузовые автомобили
  • Автобусы

По приказу Минтранса, профессиональный отбор и профессиональное обучение должны пройти работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением ТС, а не только с управлением. Значит кроме водителей профотбор должны проходить ответственный за БДД и выпускающий механик. И проходить испытания, но не по программе испытания водителей, а по программам, соответствующим их специальности и должностным обязанностям.

В соответствии с Трудовым кодексом, который иерархически находится выше приказа Минтранса, испытание не требуется:

  • Для работников, заключающих трудовой договор на срок до 2 месяцев
  • Для работников, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение 1 года со дня диплома
  • Для работников, принимаемых на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями

Профессиональный отбор водителя. Что это?

Профессиональный отбор — это когда компания проверяет, что представленные водителем при трудоустройстве документы соответствуют профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным в компании для этой должности и зафиксированным в законодательстве.

Наличие права на управление ТС соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением

Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации

Стаж работы работника подтверждается трудовой книжкой — бумажной или выпиской из электронной трудовой

Читайте в наших статьях о квалификационных требованиях к водителям автобусов, грузовых и легковых автомобилей.

Проверить водителя: срок действия ВУ и категории, история ДТП и лишений, коэффициент КБМ

Программа испытания водителя

В приказе Минтранса не указаны конкретные требования к содержанию программы испытаний водителей. Документ устанавливает только общие требования к проведению испытаний.

Важно! Программа испытания должна содержать два обязательных этапа: без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования обязательно должно содержать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

Более конкретно содержание программы в приказе не регламентируется. Таким образом, содержание программы испытаний остается на усмотрение работодателя.

Программа испытания может содержать следующие пункты:

  1. Этап испытания водителя без выезда на дороги общего пользования
    • Знание технического устройства ТС и его характеристик (грузоподъемность, пассажировместимость) — 1 час
    • Стажировка (обучение) мерам безопасности и охране труда водителя при эксплуатации автомобиля — 1 час
    • Знание ПДД — 8 часов
    • Стажировка (обучение) по особенностями маршрута (при наличии) — 1 час
    • Знание особенностей работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды — 1 час
    • Знание порядка предрейсовых и послерейсовых осмотров: медицинского — для водителя и технического — для ТС — 1 час
    • Знание мер противопожарной безопасности — 1 час
    • Знание порядка погрузки-выгрузки, крепления груза и обязательной транспортной документации (при перевозке пассажиров — знание порядка посадки-высадки и взимания платы за проезд) — 1 час
    • Знание порядка действий в случае ДТП и оказания первой медицинской помощи — 1 час
  2. Этап испытания водителя с выездом на дороги общего пользования
    • Движение в населенном пункте — 2 часа
    • Движение вне населенных пунктов — 2 часа
    • Знакомство с особенностями маршрута (при наличии) — 8 часов
    • Время прохождения маршрута из пункта А в пункт Б — максимум 3 часа
    • Движение по маршруту без пассажиров (для водителей маршрутных транспортных средств) — 8 часа
    • Движение по маршруту с пассажирами (для водителей маршрутных транспортных средств) — 8 часов

Данный пример программы — не догма. Компания может дополнить или сократить эти пункты, пересмотреть количество часов.

Продолжительность испытания

Минимальная продолжительность испытания в документе не указаны.

Работодатель самостоятельно устанавливает продолжительность испытания, которая не должна противоречить Трудовому кодексу. Максимум — 3 месяца.

При заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытание не может превышать 2 недели. В срок испытания не засчитываются больничные работника и другие дни, когда он отсутствовал на работе.

Кто может проводить испытание

Испытание проводится под руководством водителя-наставника, назначаемого из числа водителей, соответствующих следующим требованиям:

  • Отсутствие ДТП по его вине за последний год работы
  • Стаж работы на соответствующем типе транспортных средств: не менее 3 лет для легковых такси или грузовых автомобилей; не менее 5 лет для автобусов.

Важно! Что делать, если в компании нет работника, соответствующего этим критериям, например если компания только приобрела ТС и надо принять на работу первого водителя? Компания может нанять водителя-наставника по договору ГПХ на период стажировки до 2 месяцев. Как мы писали выше, по Трудовому кодексу в этом случае не требуется стажировка.

Когда и как проводить испытание соответствия водителя

Работодатель обязан организовать испытание в рабочее время, не заставлять водителей проходить его сверхурочно. В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

То есть, сперва компания принимает водителя на работу с испытательным сроком, соответствующим программе испытания, а затем уже организует испытание.

Испытание проводится на транспортном средстве того типа и модели, на котором водитель будет в дальнейшем работать, и на соответствующем маршруте (при его наличии).

Какие документы должна оформить компания для испытаний водителей

Программа испытания. Раз в нормативных документах не написано, что в ней должно быть, то компания должна ее разработать, исходя из типа перевозок, специфики ТС, характера груза, маршрутов движения, особенностей погрузки-выгрузки или посадки-высадки пассажиров.

Программа должна содержать перечень упражнений, время стажировки по каждому пункту программы, критерии оценки или стандарты выполнения, общее время стажировки.

И компании следует утвердить программу испытаний в приказе или распоряжении.

Приказ о назначении водителя-наставника включает данные:

  • О назначенном водителе-наставнике, его квалификацию и стаж работы,
  • О водителе, принимаемом на работу
  • Периоде испытаний
  • Типе и марке ТС

Лист испытаний водителя должен содержать:

  • Номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • Тип ТС, марка, модель;
  • ФИО водителя-наставника;
  • Дата и время прохождения, испытательный период;
  • Заключение ответственного за БДД о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Важно! В приказе это не оговорено, но лучше, чтобы в каждом листе должны быть подписи водителя-испытуемого, водителя-наставника, ответственного за БДД. Это пригодится компании в случае ДТП или при трудовом споре.

Работодатель должен хранить оформленные листы испытания менее 5 лет.

Штрафы компании под контролем
Штрафы ГИБДД   Проезд по ЦКАД   АМПП   МАДИ   Платон
7 дней бесплатно
Дмитрий Малахов
Дмитрий Малахов

Разобрался как найти любой штраф и почему на сайте Ространснадзора результат поиска зависит от регистра.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Parkmon – журнал
Добавить комментарий