Каким требованиям должен соответствовать водитель грузового автомобиля

Водитель грузовика должен знать и уметь очень многое. Собрали в один материал, каким квалификационным и профессиональным требованиям должен отвечать водитель грузовой машины. И почему это важно работодателю.

Кратко. Знать, уметь и проверять

  • Водители, соответствующие квалификационным и профессиональным требованиям — это не только безопасность, но и выгода.
  • Требовать надо то, чему научили.
  • Должностные инструкции для водителей грузовиков, опасных грузов и негабаритов — на этой странице.
  • Проверять ВУ надо не только при приеме водителей на работу.

А теперь подробнее.

Уровень профессионализма водителя важен для компании

Федеральным законом на юрлиц и ИП, которые эксплуатируют транспортные средства, возложена обязанность обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям.

Соответствие водителей этим требованиям, прописанным в приказе Минтранса, отображается на безопасности движения, безаварийности и сохраняет деньги компании перевозчика — профессиональный и дисциплинированный водитель не «привозит» штрафы, его машина не попадает в неплановый ремонт.

Проверить штрафы всего автопарка одним запросом.

Водитель должен знать

Как управлять автомобилем.

  1. Правила дорожного движения и основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;
  2. Основы управления транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории;
  3. Режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе особенностей дорожного покрытия;
  4. Особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
  5. Способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
  6. Перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  7. Основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.

Все о безопасности движения.

  1. Влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;
  2. Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  3. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  4. Основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
  5. Основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
  6. Последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями;
  7. Меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации.

Об охране труда.

  1. Основы трудового законодательства РФ, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;
  2. Влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;
  3. Правила по охране труда в процессе эксплуатации ТС соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами.

Техническое устройство автомобиля.

  1. Назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей ТС соответствующей категории;
  2. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  3. Установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;
  4. Признаки неисправностей, возникающих в пути;
  5. Инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;
  6. Способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных самостоятельно передвигаться.

Что делать при дорожном происшествии.

  1. Последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;
  2. Последовательность действий при оказании первой помощи;
  3. Состав аптечки первой помощи (автомобильной).

Важно! Перечисленные выше требования предъявляются к знаниям водителей легковых автомобилей. Водители грузовиков должны соответствовать им и обладать знаниями еще по двум пунктам.

  1. Назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей грузового автомобиля (грузового автомобиля с прицепом (прицепами), включая полуприцепы и прицепы-роспуски);
  2. Правила использования тахографов.

Водитель должен уметь

  1. Соблюдать Правила дорожного движения Российской Федерации;
  2. Управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;
  3. Выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения;
  4. Использовать зеркала заднего вида при движении и маневрировании;
  5. Прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению;
  6. Своевременно принимать решения и действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
  7. Использовать в работе установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;
  8. Заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации транспортного средства соответствующей категории;
  9. Проверять техническое состояние транспортного средства на соответствие основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  10. Устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории, не требующие разборки узлов и агрегатов;
  11. Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства соответствующей категории, их перевозку, контролировать размещение и крепление различных грузов и багажа в транспортном средстве;
  12. Оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  13. Совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории;
  14. Оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
  15. Использовать средства тушения пожара.

Важно! Перечисленные выше требования предъявляются к навыкам водителей легковых автомобилей. Водители грузовиков должны соответствовать им и уметь выполнять еще два вида работ.

  1. Контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов;
  2. Использовать в работе различные типы тахографов.

При приеме на работу водителя грузового автомобиля к нему не предъявляются требования по уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы.

Требования к водителю, везущему опасный груз

Водитель автомобиля, перевозящего опасный груз, должен знать и уметь больше. Дополнительно к знаниям водителя грузового автомобиля.

Знать:

  • Общие требования, установленные Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
  • основные виды опасности;
  • Меры по защите окружающей среды при осуществлении контроля за перевозкой отходов;
  • Меры по обеспечению безопасности при различных видах опасности;
  • Меры, принимаемые в случае аварии (оказание первой помощи, обеспечение безопасности дорожного движения, основы использования защитного снаряжения, письменные инструкции);
  • Маркировку, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета;
  • Действия водителя при перевозке опасных грузов;
  • Назначение и способы эксплуатации технического оборудования, установленного на транспортных средствах;
  • Ограничения и запреты, связанные с совместной погрузкой в одно и то же транспортное средство или в один и тот же контейнер различных классов опасных грузов, а также грузов, не относящихся к категории опасных;
  • Меры предосторожности, принимаемые при погрузке и разгрузке опасных грузов;
  • Правила обработки и укладки упаковок;
  • Ограничения движения в тоннелях и инструкции по поведению в тоннелях (предотвращение происшествий, безопасность, действия в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций);
  • Поведение транспортных средств во время движения, включая перемещение груза;
  • Специальные требования, предъявляемые к транспортным средствам;
  • Обязанности и ответственность водителя при перевозке опасных грузов, а также гражданскую ответственность водителя;
  • Меры безопасности при перевозке опасных грузов.

Уметь:

  • Контролировать погрузку, разгрузку грузового автомобиля, перевозящего опасный груз;
  • Оказывать первую помощь пострадавшим в случае инцидента с перевозимым опасным грузом;
  • Принимать меры по локализации или ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом.

Важно! Чтобы у водителя было

  • Свидетельство о подготовке водителя, предусмотренного Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
  • Непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля соответствующей категории не менее одного года и не лишавшийся в течение последнего года права управления ТС

О том как перевозить опасные грузы без штрафов читайте в нашей специальной статье.

Требования к водителю, везущему крупногабаритный или тяжеловесного груз

Водитель автомобиля, перевозящего крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз, или сопровождающего автомобиля, должен знать и уметь все, что и водитель грузового автомобиля. И плюс — специфические вещи.

Знать:

  • Основы государственного регулирования и контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;
  • Нормативные правовые акты, регламентирующие требования к тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средствам, и транспортным средствам, сопровождающим тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство.

Уметь:

  • Соблюдать ограничения и выполнять установленные предписания по перевозке грузов тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами;
  • Осуществлять сопровождение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.

Важно! Есть требования по стажу.

  • К водителю тяжеловесного и (или) крупногабаритного автомобиля — общий стаж (опыт) работы в качестве водителя автомобиля не менее 5 лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля.
  • К водителю сопровождающего автомобиля — стаж (опыт) работы в качестве водителя автомобиля (тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства) не менее одного года.

О том, как перевозить негабарит и не получать штрафы с весогабаритных рамок мы писали подробную статью.

Должностная инструкция водителя грузового автомобиля

Работодатель должен закрепить профессиональные и квалификационные требования к водителям грузовых машин в должностных инструкциях. Они могут быть как приложениями к трудовым договорам, так и отдельными локальными правовыми актами, относящимися к группе водителей, и выданных им под роспись.

В законодательстве нет утвержденной формы должностной инструкции, каждый перевозчик вправе составить должностную инструкцию водителя ТС с учетом специфики своего предприятия и характера перевозок.

Кроме профессиональных и квалификационных требований к водителям грузовых машин, в должностной инструкции должны быть прописаны функциональные обязанности, права и ответственность работодателя и водителя. Важно, чтобы эти требования не противоречили действующему законодательству.

Скачать должностную инструкцию водителя грузового автомобиля в формате Ворд

Скачать должностную инструкцию водителя грузового автомобиля, перевозящего опасный груз, в формате Ворд

Скачать должностную инструкцию водителя грузового автомобиля, перевозящего крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз, или сопровождающего автомобиля, в формате Ворд

Соответствие водителя каждому пункту профессиональных и квалификационных требований должно подтверждаться документально. Это могут быть

  • Удостоверения и сертификаты
  • Подписи в журналах инструктажей
  • Подписи в журналах обучения
  • Подписи в получении на руки инструкций и тп.

Обучение водителей грузовых автомобилей

Компании-перевозчику для снижения аварийности, уменьшения убытков от дорожных штрафов важно не только принимать на работу водителей, соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям, но и постоянно «освежать» их знания и навыки.

Для этого необходимо проводить обучения водителей, как обязательные по закону, так и внутренние регулярные занятия. Перевозчик обязан создавать условия для повышения квалификации своих работников. Эту работу должен проводить ответственный за безопасность дорожного движения (БДД). О спектре его работы читайте нашу специальную статью.

Как проверить водителя при трудоустройстве и после

Как перевозчику не нанять водителя, лишенного прав, или нарушителя-рецидивиста? Как избежать огромных штрафов?

Если водитель скроет, что лишен прав, и предъявит водительское удостоверение, которое должен был сдать в Госавтоинспекцию, то работодатель, выпустив его в рейс, получит штраф в 100 000 ₽. Такой штраф законен, подробно разбирали эту ситуацию в этой статье.

Работодатель может проверить действительность ВУ, стаж, открытые категории, срок действия на сервисе Parkmon. Проверка проводится по базе Госавтоинспекции (ранее — ГИБДД). Также сервис предоставит информацию о нарушениях и штрафах водителя, его страховую историю ОСАГО и коэффициент КБМ.

Перевозчикам следует регулярно проверять ВУ всех водителей компании, ведь их могут лишить прав за нарушение ПДД на личном автомобиле, и работодатель ничего об этом не узнает.

 

Штрафы компании под контролем
Штрафы ГИБДД   Проезд по ЦКАД   АМПП   МАДИ   Платон
7 дней бесплатно
Дмитрий Малахов
Дмитрий Малахов

Разобрался как найти любой штраф и почему на сайте Ространснадзора результат поиска зависит от регистра.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Parkmon – журнал
Добавить комментарий