Водитель грузовика должен знать и уметь очень многое. Собрали в один материал, каким квалификационным и профессиональным требованиям должен отвечать водитель грузовой машины. И почему это важно работодателю.
Кратко. Знать, уметь и проверять
- Водители, соответствующие квалификационным и профессиональным требованиям — это не только безопасность, но и выгода.
- Требовать надо то, чему научили.
- Должностные инструкции для водителей грузовиков, опасных грузов и негабаритов — на этой странице.
- Проверять ВУ надо не только при приеме водителей на работу.
А теперь подробнее.
Уровень профессионализма водителя важен для компании
Федеральным законом на юрлиц и ИП, которые эксплуатируют транспортные средства, возложена обязанность обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям.
Соответствие водителей этим требованиям, прописанным в приказе Минтранса, отображается на безопасности движения, безаварийности и сохраняет деньги компании перевозчика — профессиональный и дисциплинированный водитель не «привозит» штрафы, его машина не попадает в неплановый ремонт.
Проверить штрафы всего автопарка одним запросом.
Водитель должен знать
Как управлять автомобилем.
- Правила дорожного движения и основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;
- Основы управления транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории;
- Режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе особенностей дорожного покрытия;
- Особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
- Способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
- Перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- Основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.
Все о безопасности движения.
- Влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;
- Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- Основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
- Основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
- Последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями;
- Меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации.
Об охране труда.
- Основы трудового законодательства РФ, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;
- Влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;
- Правила по охране труда в процессе эксплуатации ТС соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами.
Техническое устройство автомобиля.
- Назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей ТС соответствующей категории;
- Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
- Установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;
- Признаки неисправностей, возникающих в пути;
- Инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;
- Способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных самостоятельно передвигаться.
Что делать при дорожном происшествии.
- Последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;
- Последовательность действий при оказании первой помощи;
- Состав аптечки первой помощи (автомобильной).
Важно! Перечисленные выше требования предъявляются к знаниям водителей легковых автомобилей. Водители грузовиков должны соответствовать им и обладать знаниями еще по двум пунктам.
- Назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей грузового автомобиля (грузового автомобиля с прицепом (прицепами), включая полуприцепы и прицепы-роспуски);
- Правила использования тахографов.
Водитель должен уметь
- Соблюдать Правила дорожного движения Российской Федерации;
- Управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;
- Выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения;
- Использовать зеркала заднего вида при движении и маневрировании;
- Прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению;
- Своевременно принимать решения и действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
- Использовать в работе установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;
- Заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации транспортного средства соответствующей категории;
- Проверять техническое состояние транспортного средства на соответствие основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации;
- Устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории, не требующие разборки узлов и агрегатов;
- Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства соответствующей категории, их перевозку, контролировать размещение и крепление различных грузов и багажа в транспортном средстве;
- Оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- Совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории;
- Оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
- Использовать средства тушения пожара.
Важно! Перечисленные выше требования предъявляются к навыкам водителей легковых автомобилей. Водители грузовиков должны соответствовать им и уметь выполнять еще два вида работ.
- Контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов;
- Использовать в работе различные типы тахографов.
При приеме на работу водителя грузового автомобиля к нему не предъявляются требования по уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы.
Требования к водителю, везущему опасный груз
Водитель автомобиля, перевозящего опасный груз, должен знать и уметь больше. Дополнительно к знаниям водителя грузового автомобиля.
Знать:
- Общие требования, установленные Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
- основные виды опасности;
- Меры по защите окружающей среды при осуществлении контроля за перевозкой отходов;
- Меры по обеспечению безопасности при различных видах опасности;
- Меры, принимаемые в случае аварии (оказание первой помощи, обеспечение безопасности дорожного движения, основы использования защитного снаряжения, письменные инструкции);
- Маркировку, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета;
- Действия водителя при перевозке опасных грузов;
- Назначение и способы эксплуатации технического оборудования, установленного на транспортных средствах;
- Ограничения и запреты, связанные с совместной погрузкой в одно и то же транспортное средство или в один и тот же контейнер различных классов опасных грузов, а также грузов, не относящихся к категории опасных;
- Меры предосторожности, принимаемые при погрузке и разгрузке опасных грузов;
- Правила обработки и укладки упаковок;
- Ограничения движения в тоннелях и инструкции по поведению в тоннелях (предотвращение происшествий, безопасность, действия в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций);
- Поведение транспортных средств во время движения, включая перемещение груза;
- Специальные требования, предъявляемые к транспортным средствам;
- Обязанности и ответственность водителя при перевозке опасных грузов, а также гражданскую ответственность водителя;
- Меры безопасности при перевозке опасных грузов.
Уметь:
- Контролировать погрузку, разгрузку грузового автомобиля, перевозящего опасный груз;
- Оказывать первую помощь пострадавшим в случае инцидента с перевозимым опасным грузом;
- Принимать меры по локализации или ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом.
Важно! Чтобы у водителя было
- Свидетельство о подготовке водителя, предусмотренного Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
- Непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля соответствующей категории не менее одного года и не лишавшийся в течение последнего года права управления ТС
О том как перевозить опасные грузы без штрафов читайте в нашей специальной статье.
Требования к водителю, везущему крупногабаритный или тяжеловесного груз
Водитель автомобиля, перевозящего крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз, или сопровождающего автомобиля, должен знать и уметь все, что и водитель грузового автомобиля. И плюс — специфические вещи.
Знать:
- Основы государственного регулирования и контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;
- Нормативные правовые акты, регламентирующие требования к тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средствам, и транспортным средствам, сопровождающим тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство.
Уметь:
- Соблюдать ограничения и выполнять установленные предписания по перевозке грузов тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами;
- Осуществлять сопровождение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.
Важно! Есть требования по стажу.
- К водителю тяжеловесного и (или) крупногабаритного автомобиля — общий стаж (опыт) работы в качестве водителя автомобиля не менее 5 лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля.
- К водителю сопровождающего автомобиля — стаж (опыт) работы в качестве водителя автомобиля (тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства) не менее одного года.
О том, как перевозить негабарит и не получать штрафы с весогабаритных рамок мы писали подробную статью.
Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
Работодатель должен закрепить профессиональные и квалификационные требования к водителям грузовых машин в должностных инструкциях. Они могут быть как приложениями к трудовым договорам, так и отдельными локальными правовыми актами, относящимися к группе водителей, и выданных им под роспись.
В законодательстве нет утвержденной формы должностной инструкции, каждый перевозчик вправе составить должностную инструкцию водителя ТС с учетом специфики своего предприятия и характера перевозок.
Кроме профессиональных и квалификационных требований к водителям грузовых машин, в должностной инструкции должны быть прописаны функциональные обязанности, права и ответственность работодателя и водителя. Важно, чтобы эти требования не противоречили действующему законодательству.
Скачать должностную инструкцию водителя грузового автомобиля в формате Ворд
Скачать должностную инструкцию водителя грузового автомобиля, перевозящего опасный груз, в формате Ворд
Скачать должностную инструкцию водителя грузового автомобиля, перевозящего крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз, или сопровождающего автомобиля, в формате Ворд
Соответствие водителя каждому пункту профессиональных и квалификационных требований должно подтверждаться документально. Это могут быть
- Удостоверения и сертификаты
- Подписи в журналах инструктажей
- Подписи в журналах обучения
- Подписи в получении на руки инструкций и тп.
Обучение водителей грузовых автомобилей
Компании-перевозчику для снижения аварийности, уменьшения убытков от дорожных штрафов важно не только принимать на работу водителей, соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям, но и постоянно «освежать» их знания и навыки.
Для этого необходимо проводить обучения водителей, как обязательные по закону, так и внутренние регулярные занятия. Перевозчик обязан создавать условия для повышения квалификации своих работников. Эту работу должен проводить ответственный за безопасность дорожного движения (БДД). О спектре его работы читайте нашу специальную статью.
Как проверить водителя при трудоустройстве и после
Как перевозчику не нанять водителя, лишенного прав, или нарушителя-рецидивиста? Как избежать огромных штрафов?
Если водитель скроет, что лишен прав, и предъявит водительское удостоверение, которое должен был сдать в Госавтоинспекцию, то работодатель, выпустив его в рейс, получит штраф в 100 000 ₽. Такой штраф законен, подробно разбирали эту ситуацию в этой статье.
Работодатель может проверить действительность ВУ, стаж, открытые категории, срок действия на сервисе Parkmon. Проверка проводится по базе Госавтоинспекции (ранее — ГИБДД). Также сервис предоставит информацию о нарушениях и штрафах водителя, его страховую историю ОСАГО и коэффициент КБМ.
Перевозчикам следует регулярно проверять ВУ всех водителей компании, ведь их могут лишить прав за нарушение ПДД на личном автомобиле, и работодатель ничего об этом не узнает.