Каботажные перевозки: когда фуры из стран ЕАЭС начнут брать заказы на перевозки по России

Российское правительство готовит правовую базу для работы на дорогах страны грузовиков из стран ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Когда же, с 1 марта или с 1 сентября, перевозчики из этих государств смогут брать заказы на каботажные перевозки по России? Ответ в этой статье.

Кратко. Не раньше осени 2025

  • Уже есть закон о каботаже, закон о штрафах за нарушения каботажа
  • Осталось чтобы начал действовать приказ Минтранса о порядке получения разрешения
  • Каботаж — это не только грузы, но и пассажиры

Что такое каботажная перевозка

Каботажная автомобильная перевозка — это перевозка грузов или пассажиров которую выполняет иностранный перевозчик на принадлежащем ему транспортном средстве, в том числе временно ввезенном им на территорию России, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.

Последовательная каботажная перевозка — попутное направление к месту следующей загрузки или возвращение ТС на территорию государства регистрации иностранного перевозчика.

То есть, если фура на казахских номерах везет груз из Костаная в Санкт-Петербург, а обратный груз в Казахстан она должна забрать в Нижнем Новгороде, то машина может выполнить каботажные перевозки между Питером и Нижним.

Закон о каботажных перевозках

Закон был принят в конце 2022 года, но в нем оговорено, что он вступает в силу 1 марта 2025 года.

  • Закон ввел запрет на каботажные перевозки по России для перевозчиков иностранных государств, кроме стран ЕАЭС. Только армянские, белорусские, казахские, киргизские номера.
  • Закон ввел ограничение на время и количество последовательных перевозок. Одно и том же ТС может сделать максимум 3 последовательных каботажных перевозки между пунктами в России.

То есть может сделать каботажные перевозки по пути к последней загрузке: Санкт-Петербург – Москва, Москва – Владимир, Владимир – Нижний Новгород. Если не нашелся международный груз из России в Казахстан, то можно выполнять каботажные перевозки по пути к границе.

  • Последнюю разгрузку надо выполнить в течение 7 календарных дней со дня разгрузки товара, ввезенного на территорию России. То есть разгрузиться в Нижнем надо не позже чем через неделю после доставки первого груза в Питер.
  • Закон разрешил каботажные перевозки для ТС, которые въехали в нашу страну гружеными. Въехать порожняком и начать зарабатывать на перевозках внутри России нельзя.
  • Закон запретил каботажные перевозки опасных грузов.
  • ТС должно быть оборудовано тахографом. О том, как снизить до нуля количество штрафов за тахограф, читайте нашу статью.
  • Иностранный перевозчик должен в своей стране получить допуск к международным перевозкам. И сведения о нем должны быть в национальном реестре. Ространснадзор будет запрашивать сведения из реестров у государств-партнеров.
  • Закон определил, что за нарушения условий осуществления каботажных автоперевозок иностранный перевозчик
    • будет отстранен на год от каботажных перевозок по России
    • будет отвечать по российским законам. Подробнее об этом расскажем ниже.
  • Закон установил, что иностранный перевозчик должен проинформировать российское государство о всех каботажных перевозках. А состав необходимой от перевозчика информации, кому и как он должен ее подавать должен определить Минтранс России. И он сформулировал требования, подробности в следующей главе.

Приказ Минтранса о каботажных перевозках

Минтранс России разработал список документов, которые иностранный перевозчик должен предоставить для получения разрешения на каботажные перевозки. Но приказ Минтранса, утверждающий перечень сведений и порядок получения разрешения, начнется действовать с 1 сентября 2025 года.

Чтобы получить разрешение перевозчику надо будет направить онлайн заявку на выполнение каботажной автомобильной перевозки через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Достаточно заполнить полей электронной формы. Функционал на ГИС ЭПД должен заработать к 1 сентября.

Важно! До 1 сентября каботажные перевозки по России для перевозчиков из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии невозможны. Потому что только после 1 сентября ГИС ЭПД начнет принимать заявки, а Ространснадзор — выдавать разрешения.

Состав сведений, нужных для получения разрешения, разбиты на несколько групп.

  1. О перевозчике: название, адрес, телефон, сведения о государственной регистрации компании, госномер автомобиля.
  2. О международной автоперевозке, предшествовавшей каботажной: грузоотоправитель, грузополучатель, дата погрузки, наименование груза, вес или количество. Надо предоставить международную товарно-транспортную накладную.
  3. О каждой каботажной перевозке. Информация требуется та же, что и в предыдущем пункте. Предоставить нужно заказ на перевозку груза или его аналог.

Срок рассмотрения заявки – до 24 часов. Разрешение иностранным перевозчикам на выполнение каботажных перевозок будет выдавать Ространснадзор. Разрешение будет в электронном виде, как запись в реестре.

Закон о штрафах за нарушение условий каботажных перевозок

В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях (КОАП РФ) есть только статья, предусматривающая наказание за незаконное использование ТС, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов или пассажиров между пунктами на территории России. По этой статье штраф на водителя 150 000-200 000 ₽. Но важно понимать что эта статья — о нарушении общего для всех иностранных перевозчиков запрета каботажных перевозок.

Однако, уже принят закон, который вводит в указанную статью второй пункт, предусматривающий наказание за нарушения, допущенные перевозчиками из стран ЕАЭС. За нарушения условий каботажных водители будут обязаны уплатить штраф в размере 100 000-150 000 ₽. Эта часть КОАП начнет действовать с 1 сентября 2025 года.

При этом до уплаты штрафа автомобиль, даже фура из ЕАЭС, отправят на спецстоянку и ТС не сможет покинуть Россию.

За нарушение условий каботажных автоперевозок по России перевозчик будет отстранен от них на 1 год.

Штрафы компании под контролем
Штрафы ГИБДД   Проезд по ЦКАД   АМПП   МАДИ   Платон
7 дней бесплатно
Дмитрий Малахов
Дмитрий Малахов

Разобрался как найти любой штраф и почему на сайте Ространснадзора результат поиска зависит от регистра.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Parkmon – журнал
Добавить комментарий