Повышение квалификации водителей путем обучения по 20-часовой программе имеет запутанную правовую базу. Собрали в этой статье все самое важное для предприятий с корпоративным автопарком.
Кратко. Обучение водителей — не только обязанность перевозчика, но и выгода для него
- Ежегодное обучение — для всех водителей, а не только для международников или перевозящих опасные грузы.
- Обучать должны люди, у которых есть лицензия на образовательную деятельность
- Безаварийная работа, отсутствие штрафов и возможность работать с крупными заказчиками — вот выгода компании, которая повышает квалификацию своих водителей.
Разберем подробнее.
Какие водители обязаны проходить ежегодное обучение? Правовой туман
Минтранс России в 2020 году в своем письме указывал, что в действующем законодательстве отсутствует общее требование о повышении квалификации водителей. И определил, что повышать квалификацию обязаны только три категории водителей:
- Перевозящих пассажиров и грузы в международном сообщении;
- Перевозящих опасные грузы;
- Управляющих транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов .
В том же письме Минтранс сообщает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся коммерческими перевозками пассажиров и грузов, выполняя требования закона о создании условий для повышения квалификации водителей вправе организовывать мероприятия для повышения профессиональной компетентности водителей и их профессионального мастерства. При этом Минтранс рекомендует перевозчикам придерживаться норм руководящего документа — «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержден Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).
При этом Минтранс, сообщает, что данный документ носит рекомендательный характер, так как не зарегистрирован в Минюсте России. Но нормативно-правовые акты СССР остаются действующими в той части, где они не противоречат действующему законодательству и регистрации в Минюсте России не требуют.
Несмотря на то, что это Положение было принято 38 лет назад, оно до сих пор является действующим и не отменено приказом Минтранса. Как, например упомянутое в том же письме Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом, которое было отменено в ноябре 2023 года.
Вывод. Проходить повышение квалификации должны все водители.
По следующим причинам:
- Является действующим Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, требующее, чтобы все водители ежегодно повышали квалификацию.
Скачать положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей в формате Ворд.
- Письмо Минтранса — ведомственный акт, не имеет законодательного статуса, а значит не стоит считать, что это письмо аннулирует требование Положения об общем для всех водителей повышении квалификации.
При правовой недосказанности суды чаще принимают сторону надзорного органа, наложившего штраф на перевозчика за отсутствие обучения водителей.
Что входит в обучение для повышения квалификации водителей
В 2001 году Минтранс утвердил учебно-тематический план и программу ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств.
Этот учебный план также в обиходе называют «техминимумом» или «20 часов обучения». Он включает в себя несколько тем, которые водители должны выучить и сдать экзамены.
Наименование разделов и учебных тем | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | |
Раздел 1.
Дорожно-транспортная аварийность. |
|||
1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте. | 1 | 1 | |
1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения. | 1 | 1 | |
1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движение | 1 | 1 | |
Раздел 2.
Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП. |
|||
2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности. | 1 | 1 | |
2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд. | 1 | 1 | |
2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных условиях. | 1 | 1 | |
2 4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей. | 1 | 1 | |
2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов.
Посадка и высадка пассажиров. |
1 | 1 | |
2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств. | 1 | 1 | |
Раздел 3.
Нормативно-правовое регулирование дорожного движения. |
|||
3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах. | 1 | 1 | |
3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения. | 1 | 1 | |
3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности. | 2 | 2 | |
Раздел 4.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. |
|||
4.1. Первая помощь в ДТП. | 1 | 1 | |
4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи. | 2 | 2 | |
4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи. | 1 | 1 | |
Раздел 5.
Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения. |
|||
5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте. | 1 | 1 | |
5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств. | 1 | 1 | |
Зачетное занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 20 | 17 | 3 |
Программу обучения, утвержденную Минтрансом, можно скачать по ссылке
Какие штрафы, если у водителя нет повышения квалификации
Отсутствие у водителей повышения квалификации инспекторы Ространснадзора трактуют как перевозки с нарушением профессиональных и квалификационных требований.
Штраф для должностных лиц — 20 000 ₽
Штраф для юридических лиц — 100 000 ₽
Проверить штрафы всего автопарка по одному клику
Где провести обучение водителей по техминимуму
Обучение проводят коммерческие организации. Важно при выборе обучающей организации опираться на несколько критериев.
- Наличие лицензии на образовательную деятельность
- Программа обучения. Соответствует ли требованиям Минтранса и нет ли в ней лишних тем, чтобы взять с заказчика больше денег.
- Форма обучения. Многие учат дистанционно, в формате онлайн-уроков.
- Отзывы других перевозчиков о качестве обучения.
После заключения договора с обучающим центром, перевозчику следует издать приказ о направлении на повышение квалификации водителей с обучением по 20-часовой программе. В приложении к приказу следует поименно перечислить водителей, они должны быть ознакомлены с приказом под роспись.
Также в приказе назначается ответственное лицо за проведение подготовки. Обычно это сотрудник, ответственный за БДД. Он организует проверку знаний с ведением протокола. Отдельным пунктом приказа создается комиссия по организации переподготовки под руководством главного специалиста предприятия.
Срок действия удостоверений
Как правило, образовательные организации в последние два года в выдаваемых свидетельствах или удостоверениях о повышении квалификации водителя по 20-часовой программе не ставят срок действия. А ставят дату выдачи.
Представители контролирующей организации при проверке самиммогут отсчитать, прошел ли год с получения водителем удостоверения. Если прошел — то это штраф.
В чем выгода перевозчика от обучения водителей по техминимуму
- Повышение уровня культуры вождения и безаварийность работы
- Соответствие перевозчика требованиям заказчиков. Госорганы и госкорпорации и крупный бизнес в требованиях к перевозчику все чаще выставляют требование, чтобы водители регулярно повышали квалификацию.
- Готовность к проверке со стороны Ространснадзора