Человек, ответственный за выпуск автотранспорта на линию, играет ключевую роль в обеспечении безопасности и надежности транспортных средств компании. Рассказываем в этой статье, для каких компаний ответственный за выпуск машин обязателен, его обязанности и какие документы он должен вести, кого можно назначить на эту должность и за что его могут оштрафовать проверяющие органы.
Кратко. Выпускающий хранит автопарк от штрафов
- Например, за выпуск ТС без гостехосмотра или перегоревшей лампочкой, собственник получит штраф в 50 000 ₽
- Предотвратить это может работник, имеющий необходимую квалификацию
- Если предрейсовый осмотр ТС проводит контролер, а допуск к эксплуатации в путевом листе проставляет другой работник, назначенный ответственным, то к последнему квалификационные требования не предъявляются.
А теперь подробнее.
Какие компании должны назначить ответственного за выпуск ТС из гаража
Согласно российскому законодательству, все организации, эксплуатирующие автотранспортные средства, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Это требование закреплено в Федеральном законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая обязывает юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, обеспечивать их технически исправное состояние и безопасность при использовании.
Важно! Это требование надо выполнять, даже если у компании 1 автомобиль. Или все авто используются для собственных нужд собственника.
На практике компании и организации могут выполнить это требование несколькими способами.
- Вариант для маленьких компаний. Они нанимают по договору ГПХ специалиста для выполнения трудовых функций контролёра. Но ответственным за выпуск ТС его назначить нельзя, ответственным может быть только штатный сотрудник. ТО есть после осмотра контролером отметку в путевом листе должен поставить назначенный ответственным штатный работник.
- Другой вариант для небольшого автопарка и самозанятых, оказывающих услуги такси на своих авто. Собственник ТС заключает договор на предрейсовый контроль и осмотр своих машин со сторонним подрядчиком — юрлицом или ИП. Это законно. И выпускающий механик подрядчика несет ответственность за выпуск в рейс машин, осмотренных по договору.
- Вариант скорее для компаний, у которых больше 5-7 автомобилей. Самостоятельное проведение контроля ТС с назначением ответственного за выпуск транспортных средств на линию. И оборудование пункта предрейсового осмотра ТС.
В зависимости от размера автопарка и структуры компании, собственник может ввести отдельную штатную единицу ответственного за выпуск ТС, например выпускающего механика. Или возложить ответственность дополнительно на других работников:
- На контролера технического состояния автотранспортных средств
- На должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения
- На начальника транспортного отдела
- На другого квалифицированного сотрудника
Важно! Если в трудовую функцию ответственного за допуск ТС к эксплуатации будут входить обязанности контролера технического состояния транспортных средств, то он должен соответствовать квалификационным требованиям. О них мы пишем ниже.
Чем отличаются выпускающий механик от контролера техсостояния ТС
Если судить по практике клиентов сервиса Parkmon, источникам в интернете и вакансиям, то чаще в компаниях за выпуск машин отвечает механик, реже — контролер. Механик по выпуску транспортных средств на линию и контролер технического состояния транспортных средств выполняют схожие задачи, связанные с обеспечением безопасности и исправности автопарка. И на практике их обязанности имеют некоторые отличия.
Механик по выпуску транспортных средств на линию отвечает за:
- Обеспечение безаварийной и надежной работы автотранспорта на линии.
- Контроль исправного состояния ТС и допуск/недопуск автомобиля к работе.
- Определение неисправностей при приеме автомобилей с линии после работы.
- Проверку у водителей документов на право управления и на автомобиль перед выездом.
- Проведение инструктажа водителей перед выпуском на линию.
- Организацию передачи автомобилей в автосервис и прием их после ремонта с контролем выполненных работ.
Контролер технического состояния транспортных средств фокусируется на:
- Контроле технического состояния автотранспортных средств.
- Проверке технического состояния автомобилей перед выездом на линию и после возвращения.
- Использовании средств диагностики техсостояния ТС.
- Контроле качества работ после выполнения технического обслуживания и ремонта.
Таким образом, механик по выпуску на линию занимается более широким спектром задач, включая организационные и административные функции, тогда как контролер сосредоточен непосредственно на проверке и контроле техсостояния машин.
Важно! Обращаем внимание, что контролер технического состояния транспортных средств фигурирует в приказе Минтранса, устанавливающем профессиональные и квалификационные требования к работникам транспорта. А вот должность дежурного механика никак в официальных документах не определена, хотя используется широко.
Поэтому всем компаниям, в которых один человек осматривает автомобиль и подписывает путевой лист, рекомендуем в документах объединить функционал двух должностей.
О том, какие графы обязательно следует заполнять в путевом листе в 2025 году читайте в нашей статье.
Основные обязанности механика, выпускающего ТС
Выполняя требования приказа Минтранса России от 15 января 2021 г. № 9, компания поручает механику выполнять ряд трудовых функций для соблюдения безопасности движения.
Контроль технического состояния транспорта. Как минимум это — предрейсовый или предсменный контроль технического состояния ТС и проверка исправности всех систем автомобиля перед выездом на линию.
Механик должен проводить предрейсовый осмотр и оценивать готовность транспортного средства к эксплуатации так, как это установлено в документе с названием Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Что надо проверять на предрейсовом осмотре ТС, как должен выглядеть журнал учета осмотров читайте в нашей статье.
Обеспечение безопасности. Запрет на выпуск машины, который компания доверят применять механику — гарантия того, что на линию выходят только исправные и безопасные автомобили. По закону «О безопасности дорожного движения» выпуск на линию технически неисправных транспортных средств запрещен.
Ведение документации. В соответствии с упомянутым выше Приказом Минтранса, компания с автотранспортом должна вести учет прохождения контроля в журнале регистрации результатов контроля технического состояния ТС.
Второстепенные обязанности
- Организация ремонта и технического обслуживания — планирование и контроль проведения ремонтных работ и ТО. Согласно Приказу Минтранса России от 15 января 2021 г. № 9, компания должна обеспечивать своевременное проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
- Обучение водителей — проведение инструктажей по правильной эксплуатации и обслуживанию машин.
- Контроль за соблюдением норм и правил — охраны труда, пожарной безопасности и защиты окружающей среды. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда на рабочем месте.
Документы, которые должен вести ответственный механик
Журнал предрейсового осмотра, в котором он должен фиксировать результаты проверки транспортных средств перед выездом. В соответствии с Приказом Минтранса России от 15 января 2021 г. № 9, данный журнал должен содержать информацию о марке, модели, государственном регистрационном номере транспортного средства, дате и времени проведения контроля, а также фамилии, имени и отчестве лица, проводившего контроль.
Журнал учета технического обслуживания и ремонта. Сюда надо вносить все проведенные работы по каждому автомобилю. Согласно тому же приказу Минтранса, компании с транспортом должны вести учет проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Журнал по учету ГСМ. Контроль расхода топлива и смазочных материалов. В соответствии с уже упомянутым приказом Минтранса, компании, владеющие ТС, должны вести учет использования горюче-смазочных материалов. На практике такой учет ведут совместно механик и бухгалтер.
Кого можно назначить: требования к квалификации
Согласно Приказу Минтранса России от 15 января 2021 г. № 9, сотрудник, проводящий предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств, должен иметь соответствующую квалификацию и удостоверение.
Подробные требования к квалификации и навыкам контролера ТС изложены в приказе Минтранса. Сотрудник на должности контролера соответствовать одному из следующих требований:
- Образование не ниже среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»
- Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
Контролер должен знать:
- Нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
- Нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
- Устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- Технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- Основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
- Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
- Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения»;
- Правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
Должен уметь:
- Проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния ТС.
Требований к дежурному или сменному механику в этом документе нет. Рекомендуем требования к контролеру применять ко всем должностным лицам, ответственным за выпуск автомобилей в рейс. Как бы они не назывались в штатном расписании работодателя — контролер, выпускающий механик, механик-контролер. Такого же мнения придерживается и Минтруд.
Нужен ли приказ о назначении?
Да, для официального закрепления обязанностей за конкретным сотрудником необходимо издать приказ о его назначении на должность ответственного механика. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, назначение на должность должно быть оформлено соответствующим приказом работодателя.
То есть, в приказе о приеме на работу или в документе о назначении должна быть примерно такая формулировка: «Назначить ФИО, должность ответственным за техническое состояние ТС и допуск исправных ТС к эксплуатации».
Должностная инструкция выпускающего механика
В должностной инструкции должны быть четко прописаны:
- Обязанности: основные и второстепенные задачи, возложенные на механика.
- Права и полномочия, необходимые для выполнения обязанностей. Обязательно — право запрещать выпуск ТС на дороги общего пользования с выявленными неисправностями.
- Ответственность: меры, применяемые в случае ненадлежащего исполнения обязанностей.
- Требования к квалификации: необходимый уровень образования и опыта работы.
По Трудовому кодексу Российской Федерации, должностная инструкция является обязательным документом, определяющим трудовую функцию
Скачать должностную инструкцию выпускающего механика-контролера
За что может быть оштрафован выпускающий механик
Нарушения, за которые которые выпускающий механик получит штрафы при проверке ТС инспекторами ГАИ и Ространснадзора:
- В путевом листе нет отметки о допуске ТС к эксплуатации и водителя к работе — 5 000 ₽
- ТС не зарегистрировано или нет техосмотра — до 500 ₽
- Машина выпущена на дорогу с неисправностью, подложными госзнаками, спецсигналами — от 15000 до 20000 ₽
- Допуск к эксплуатации ТС с неисправностью или изменением конструкции— от 5000 до 8000 ₽
- Нарушение эксплуатации тахографа или его отсутствие — от 7 000 до 10 000 ₽
Проверьте все штрафы компании за 1 минуту, независимо от количества машин в автопарке