Требования ДОПОГ и ПДД к перевозчикам опасных грузов, водителям и автомобилям очень строгие. Но не всегда наказания обоснованы и суд встает на сторону перевозчика. Рассмотрим на примере одного судебного разбирательства, причиной которого были электропроводка тягача и действия инспектора ГИБДД.
Кратко. Штрафы за ДОПОГ надо обжаловать, есть прецеденты побед в суде
- Перевозчикам опасных грузов надо иметь хороших юристов, которые будут давать оценку каждому штрафу.
- Перевозчикам важно получать постановления о штрафах максимально быстро, чтобы успеть обжаловать. Или оплатить со скидкой 50%.
- На обжалование штрафа за ДОПОГ — 10 дней, на оплату штрафа со скидкой — 20 дней.
Далее — подробно.
С чего начиналось дело
Инспектор ГИБДД остановил на дороге автомобиль MAN, перевозивший сжиженный газ. При осмотре ТС инспектор увидел, что некоторые провода, идущие к аккумуляторам, не заключены в гофры.
Он составил постановление об административном правонарушении, которое выражалось в нарушении требований пункта 9.2.2.2.2 ДОПОГ.
Данный пункт гласит:
Электропроводка должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы провода были хорошо защищены от механических и термических воздействий.
Скачать ДОПОГ (он же ADR) можно по ссылке.
Штраф за ДОПОГ? Не сдаваться
Рассмотрев постановление об административном правонарушении, мировой судья счел его обоснованным и наложил штраф на водителя. Во время составления протокола и при рассмотрении дела у мирового судьи водитель вину не признавал.
Перевозчик решил не сдаваться, привлек к защите юристов и обратился с жалобой в районный суд с требованием отменить решение мирового судьи и прекратить дело об административном правонарушении.
И им удалось выиграть это дело.
В жалобе было два довода.
- В день составления протокола вся дополнительная защита на автомобиле MAN соответствовала ДОПОГ и ПДД РФ, иначе ТС не было бы допущено к эксплуатации по перевозке сжиженного газа.
- Действия сотрудников ГИБДД не соответствуют процессуальным нормам КоАП РФ, так как были проведены с процессуальными нарушениями. Фактически был проведен досмотр транспортного средства, так как принудительно, в отсутствие понятых был вскрыт пластиковый ящик, в котором были установлены и подключены аккумуляторные батареи. Данные действия инспекторы ГИБДД провели в отсутствие понятых и без составления протокола, что является грубейшим процессуальным нарушением КоАП РФ.
При пересмотре дела судом была назначена судебная автотехническая экспертиза автомобиля. В ходе судебного разбирательства, в дополнение к материалам экспертизы, которые присовокупили к делу, судья опросил эксперта.
Эксперт рассказал, что в ящике несколько проводов идут к клеммам аккумулятора. Несколько проводов находятся в гофре, а некоторые идут напрямую к клемме с помощью резиновой втулки. Провода в гофре — стянуты хомутами и через пластмассовые тройники выходят, то есть все по ДОПОГ. Следов обрезания гофры не было. Все провода поместить в гофру невозможно, потому что тогда они не подключатся к клемме. Полиуретановая оплетка кабеля, который вне гофры, является надлежащей защитой, у нее такие же функции, как у гофры. В автомобиле всё соответствует требованиям ДОПОГ, он спроектирован для перевозки опасных грузов.
Согласно выводам эксперта дополнительная защита в аккумуляторном ящике за кабиной водителя автомобиля MAN полностью соответствует требованиям ДОПОГ и необходимость дополнительной защиты в виде наращивания гофрированных трубок на участки проводов с внешней полимерной изоляцией отсутствует.
Этот вывод был принят судом во внимание.
В обоснование дополнительной жалобы, перевозчик и его юристы пояснили, что процедура задержания и составления протоколов об административном правонарушении и задержания транспортного средства проведена с существенными процессуальными нарушениями ст. 27.9 КоАП РФ о досмотре ТС.
По их утверждению, сотрудником ГИБДД был проведен именно досмотр автомобиля, так как была нарушена конструкция аккумуляторного ящика за кабиной водителя, что подтверждается фотографиями.
В соответствии с положением ст. 27.9 КоАП РФ — досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
Суд не дал правовую оценку действиям сотрудников ГИБДД.
В результате пересмотра дела районный суд принял решение отменить решение мирового судьи о привлечении водителя к административной ответственности и прекратить производство по административному делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
Выводы
В этом деле был наложен штраф всего в 2 000 ₽ на водителя. Но в такой же ситуации инспекторы могут оформить постановления на компанию-перевозчика и должностное лицо.
- На должностных лиц, ответственных за перевозку: 15 000–20 000 ₽.
- На юридическое лицо: 400 000–500 000 ₽.
Штрафы за нарушения ДОПОГ не маленькие и могут подорвать финансовое состояние бизнеса. К тому же инспекторы ГИБДД арестуют машину, которая не довезёт груз заказчику вовремя, рушится весь график рейсов и растут убытки перевозчика.
Что делать, если инспекторы ГИБДД остановили автомобиль, перевозящий опасный груз.
- Предъявить все необходимые документы.
- Снимать на видео и фото процедуру осмотра машины инспекторами. По закону сотрудника МВД при несении службы снимать можно.
- Сфотографировать или снять на видео все места автомобиля и прицепа, которые осматривает инспектор. Это пригодится в суде.
- В протоколе, нарушения в котором не соответствуют действительности, вписать «c правонарушением не согласен». Нельзя подписывать пустые протоколы.
- Если штраф крупный, а перевозчик не успевает их обжаловать в 10-дневный срок, ему надо оплатить штраф со скидкой, а потом оспорить в суде. Если суд встанет на сторону перевозчика, ему вернут деньги.
Чтобы успевать оспаривать штрафы в первые 10 дней перевозчикам опасных грузов важно получать постановления сразу после их оформления.
Проверка штрафов для юрлиц бесплатно — по ссылке.
Как автоматизировать поиск штрафов
Находить новые штрафы российским транспортным компаниям помогает сервис Parkmon. Он круглосуточно ищет штрафы по базе ГИБДД и Ространснадзора и присылает их на почту и в личный кабинет.
В ежедневном отчете от Parkmon можно транспортные компании получают самую свежую информацию о своем автопарке.
- Штрафы ПЛАТОН, МАДИ и АМПП.
- Задолженности за проезд по платным трассам с рамками «Свободный поток» — ЦКАД и М-12.
- Отчеты проверок ВУ.
- Предупреждения о сроках окончания пропусков МКАД и полисов ОСАГО.
- Судебные задолженности по базе ФССП.