Как перевозчику не «попасть на деньги» из-за недобросовестного грузоотправителя, который решил сэкономить на логистике и выдал опасный груз за обычный? Разбираемся в этой статье.
Кратко. Платить штраф придется перевозчику. За неосмотрительность
- Штрафы на юрлицо — до 500 000 ₽.
- Штраф оформляют на перевозчика, а не грузоотправителя.
- Перевозчик может до рейса обезопасить себя от подмены груза.
Далее подробно.
Как опасный груз становится неопасным
Перевозчики «на опыте» знают множество примеров с подлогом груза, когда вместо обычного груза им подсовывали тот, который надо перевозить по правилам ДОПОГ. Что гораздо дороже. В нашей практике сталкивались с разными ситуациями.
По товарной накладной грузоотправитель грузил стройматериалы, а оказалось что среди них герметики и клей на органической основе.
Грузили товары народного потребления (ТНП), происхождение — Китай. А в паллетах, обмотанных 20 слоями пленки, оказались зажигалки и фейерверки.
Перевозчик принял по документам офисное оборудование, а оказалось — краска для принтеров.
Под видом сухой шпатлевочной смеси и канистр с томатной пастой отправляют промышленную химию.
Признаки «хитрого» грузоотправителя
- Сверхсрочный заказ — груз необходимо отправить в ближайшее время.
- Максимальная затяжка с предоставлением перевозочных документов.
- Неконкретное описание груза в накладной.
- Погрузка в конце рабочего дня или ночью, когда спешат грузчики и водитель.
Какой штраф за перевозку опасного груза и кто платит
За перевозку опасных грузов водителем без свидетельства о специальной подготовке, на автомобиле без свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов законом предусмотрены штрафы.
- Штраф на водителя: 2 000–2 500 ₽ или лишение прав на 4-6 месяцев и задержание ТС.
- На должностных лиц, ответственных за перевозку: 15 000–20 000 ₽.
- На юридическое лицо: 400 000–500 000 ₽.
За другие нарушения правил перевозки опасных грузов, например несоответствие упаковки или отсутствие маркировки, которую снимает недобросовестный грузоотправитель штрафы чуть меньше.
- На водителя: 1 000–1 500 ₽.
- На должностных лиц: 5 000–10 000 ₽.
- На юрлицо: 150 000–250 000 ₽.
При проверке автомобиля постановления оформляются на юрлицо собственника автомобиля. Кроме того, автомобиль с опасным грузом будет задержан и перемещен на спецстоянку.
После оплаты штрафа у перевозчика есть право в суде потребовать от грузоотправителя возмещения убытков, понесенных в виде штрафов и простоя транспортного средства.
Как перевозчику не попасть на подлог груза
- Изучить в интернете, чем занимается грузоотправитель, каков профиль его работы.
- До заключения договора фрахтования потребовать у грузоотправителя фото груза и упаковки.
- В договоре фрахтования прописать, что грузоотправитель обязуется не отправлять опасные грузы, входящие в перечень ДОПОГ, а в случае выявления такого груза в составе отправления — компенсировать перевозчику ущерб, причиненный в результате штрафов и других административных наказаний. Эти пункты договора пригодятся перевозчику в суде.
- До отправки машины в рейс требовать перевозочные документы с четким описанием груза.
- Требовать от водителя при погрузке проверять соответствие груза накладной и фотографиям, присланным отправителем. По классификации ДОПОГ 3 тысячи веществ разделены на 9 классов и 4 подкласса опасных грузов. Водитель не может знать и определять без маркировки все опасные вещества. Но терять бдительность на погрузке не надо.
Из вышеперечисленных пунктов следует, что логист или диспетчер транспортной компании должны выполнять много подготовительной работы до заключения договора на перевозку груза. Но чтобы нагрузить работой специалиста, его надо освободить от какой-то рутины. Решение есть.
- Часть внутренних операций компаний с корпоративным автопарком можно автоматизировать, сократив объем ручного труда. Мы говорим о поиске новых штрафов автопарка, их оплате и проверке их погашения с помощью подписки на услуги Parkmon — сервиса для компаний с автопарком. Всю картину по штрафам сервис отправляет перевозчику в ежедневном отчете.