Отсутствие маркировки — вредно для груза и грузоперевозчика. Собрали все самое важное о маркировке в этой статье.
Кратко. Проверять маркировку — в интересах перевозчика
- Наличие маркировки и полнота информации в ней — залог сохранности груза и отсутствия претензий со стороны получателя
- Наносить маркировку должен отправитель. Но штрафуют перевозчика
- Размер штрафа — до полумиллиона рублей на юрлицо. При нарушении маркировки опасного груза.
А дальше подробнее.
Для чего нужна маркировка?
Маркировка предоставляет важную информацию о грузе, такую как:
- Наименование и адрес получателя.
- Данные об отправителе.
- Масса брутто и нетто.
- Габаритные размеры.
- Особые условия транспортировки и хранения.
Эта информация помогает перевозчикам правильно обращаться с грузом, обеспечивая его сохранность и соблюдение условий транспортировки.
Кто должен наносить маркировку?
По ГОСТу 14192-96 ответственность за нанесение маркировки лежит на отправителе груза. Отправитель обязан обеспечить наличие всех необходимых обозначений на упаковке или самом грузе перед передачей его перевозчику.
Что может произойти, если маркировки нет и почему перевозчик должен её проверять?
- Неправильное обращение с грузом, что может вызвать его повреждение.
- Задержки в доставке из-за необходимости уточнения информации.
- Штрафные санкции со стороны контролирующих органов.
Перевозчик должен проверять наличие и корректность маркировки перед отправкой, чтобы избежать обеспечить своевременную доставку груза и избежать разбирательств с получателем о сохранности груза.
Типы маркировки грузов для автоперевозок
Основная: содержит информацию о получателе, пункте назначения, количестве мест и номере места в партии.
Дополнительная: включает данные об отправителе и пункте отправления.
Информационная: указывает массу брутто и нетто, габаритные размеры.
Манипуляционные знаки: обозначают условия обращения с грузом. Например, «Хрупкое», «Беречь от влаги».
Как наносить и где располагать маркировку на грузе
Маркировка может быть нанесена следующими способами:
- Непосредственно на упаковку с помощью трафаретов, штампов или наклеек.
- Прикреплением ярлыков из прочных материалов (ткань, пластик, металл).
Расположение маркировки зависит от типа упаковки:
- На ящиках — на одной из боковых сторон.
- На бочках и барабанах — на одном из днищ или на корпусе.
- На мешках — в верхней части рядом со швом.
- На тюках — на боковой поверхности.
Маркировка должна быть чёткой, контрастной и устойчивой к внешним воздействиям.
Соотношение маркировки с грузовыми и перевозочными документами
Данные, указанные в маркировке, должны полностью соответствовать информации в сопроводительных документах. Это обеспечивает правильную идентификацию груза и упрощает процесс его обработки на всех этапах перевозки.
Особенные требования к маркировке импортных и экспортных грузов
- Маркировка должна соответствовать требованиям страны назначения, включая язык и используемые символы.
- Необходимо указывать дополнительные сведения, такие как страна происхождения товара, таможенные коды и другие данные, требуемые международными стандартами.
- Манипуляционные знаки должны быть понятны в международном контексте и соответствовать общепринятым стандартам.
Соблюдение этих требований способствует беспрепятственному прохождению таможенных процедур и снижает риск задержек при доставке.
Маркировка опасного груза при перевозке автомобильным транспортом
Перевозка опасных грузов требует соблюдения строгих правил, включая обязательную маркировку. Она обеспечивает безопасность участников дорожного движения, грузоотправителей, перевозчиков и получателей. Основные требования к маркировке опасных грузов установлены в следующих документах:
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR)
- ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»
- Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Элементы маркировки опасных грузов
- Классификация груза — один из 9 классов опасных грузов по ДОПОГ, включая взрывчатые вещества, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, токсичные и радиоактивные вещества.
- Опознавательные знаки. На упаковке, транспортных средствах и контейнерах должны быть:
- Таблички оранжевого цвета: включают код вида опасности и идентификационный номер ООН.
- Знаки опасности: соответствующие классу и подклассу груза, например, для легковоспламеняющихся жидкостей это знак с изображением пламени.
- Информационные надписи:
- Номер ООН (например, UN 1203 для бензина).
- Полное наименование груза.
- Дополнительные надписи, такие как «Огнеопасно» или «Токсично».
Расположение маркировки
- На упаковке: маркировка наносится на видимую поверхность упаковки, на которой груз транспортируется. Надписи и знаки должны быть устойчивыми к воздействию воды, солнечных лучей и химических веществ.
- На транспортном средстве: оранжевые таблички и знаки опасности размещают на передней и задней части транспортного средства, а также на боковых сторонах при необходимости.
Штрафы за отсутствие маркировки
Отсутствие обязательной маркировки может повлечь за собой административные штрафы. Например, за отсутствующую маркировку при перевозки опасных грузов предусмотрены следующие санкции:
- Для водителей — от 2 000 до 2 500 ₽ или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
- Для должностных лиц, ответственных за перевозку — от 15 000 до 20 000 ₽.
- Для юридических лиц — от 400 000 до 500 000 ₽.