С 1 марта 2024 года изменили порядок техосмотра.Технический осмотр не отменили, каждый год техосмотр проходят почти 9 миллионов транспортных средств. Собрали для вас все самое главное о техосмотре авто, принадлежащих юрлицам.
Коротко. Лучше потратиться на техосмотр, чем на штрафы
- Техосмотр стоит недорого, записаться можно по почте или телефону.
- Штраф за отсутствие техосмотра — 50 000 ₽ для юридических лиц.
- Покупка диагностической карты без ТО чревата аннулированием карты.
- ТО для автобусов стало чуть проще.
Ниже — подробности.
Для кого обязателен техосмотр в 2024 году и как часто надо проходить ТО
Сегодня ТО обязателен для легковых автомобилей старше 4 лет при постановке на учет ГИБДД и при изменении конструкции, а также для всех грузовиков, автобусов и такси.
Согласно правилам проведения технического осмотра, для новых легковых автомобилей, грузовиков массой до 3,5 тонны, а также мотоциклов техосмотр в первые 4 года не обязателен.
Те же транспортные средства возрастом от 4 до 10 лет должны проходить осмотр раз в 2 года. После 10 лет — ежегодно.
Легковые такси, автобусы, грузовики массой более 3,5 тонны «моложе» 5 лет должны проходить техосмотр ежегодно. Потом проверять ТС следует раз в полгода.
Важно! Проходить техосмотр в обязательном порядке не нужно легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физическим лицам и используются только в личных целях. То есть, если компания заключит договор с самозанятым на оказание транспортных услуг на его легковом автомобиле, то собственник должен пройти техосмотр: если его машина старше 4 лет — раз в 2 года, если старше 10 — каждый год.
Коммерческий транспорт, даже арендуемый у физлица, обязательно должен пройти процедуру ТО и иметь диагностическую карту.
Если машина по правилам должна проходить техосмотр, но собственник этого не сделал, то ему грозит штраф.
Штраф за отсутствие техосмотра
- За управление ТС без диагностической карты предусмотрен штраф 2 000 ₽.
Камеры пока не научились оформлять такие нарушения, штраф выписывают сотрудники ГИБДД. Штраф могут выписать только раз в сутки.
За выпуск на линию автомобиля без техосмотра тоже есть наказания.
- Для должностных лиц, которые отвечают за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 500 ₽.
- Для юридических лиц — 50 000 ₽.
Проверить бесплатно штраф за техосмотр можно по ссылке. Сразу на весь автопарк.
Сколько стоит техосмотр в 2024 году
В начале 2024 в большинстве российских регионов техосмотр подорожал — в среднем, на 12%.
Так на техосмотр в Москве цена выросла с 913 ₽ до 1 101 ₽. Осмотр, например, в Санкт-Петербурге стал стоить 1730 ₽, в Нижегородской области — 979 ₽, в Татарстане — 1022 ₽, в Краснодарском крае — 979 ₽. Цены на техосмотр по регионам можно посмотреть по ссылке.
В общем деньги вполне подъёмные. При этом у региональных властей есть полномочия изменить тариф в сторону повышения. А пункты техосмотра могут снижать стоимость диагностики, но в пределах между минимальной (не меньше 913 ₽ для легковушек) и максимальной ценой в регионе.
Важно! Оплаченный техосмотр не означает, что автомобиль его гарантированно пройдет. Если оператор техцентра выявит неисправности, то внесет это в диагностическую карту. Деньги за «отрицательный» техосмотр не вернут, ведь мастер свою работу выполнил.
Как проходит техосмотр
Водителю нужно иметь при себе паспорт, ПТС (или выписку из электронного ПТС) или СТС. Перед процедурой мастер сверяет VIN, номера кузова, рамы и кабины с документами.
Сотрудники пункта техосмотра загружают в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) фотографии авто, госномер, марку, модель, цвет и геолокацию сервиса ТО.
Затем проверяют работоспособность всех систем автомобиля.
- Тормозную систему.
- Рулевое управление.
- Внешние световые приборы.
- Стеклоочистители и стеклоомыватели.
- Шины и колеса.
- Двигатель и его системы.
- Зеркала заднего вида.
- Ремни безопасности.
- Сигнал.
- Обогрев и обдув ветрового стекла.
Если все окей — проверяющие ставят в электронную диагностическую карту отметку, что автомобиль соответствует требованиям. Доступ к такой карте имеет владелец автомобиля, страховая компания и сотрудники ГИБДД.
Из-за чего машина может не пройти ТО? Всего 55 причин, они перечислены в правилах. Вот самые распространенные.
- Неисправные тормоза, подтекание топлива, антифриза, жидкости гидроусилителя руля.
- Трещины на лобовом стекле, неисправный обогрев и обдув.
- Держатели для гаджетов, которые крепятся на лобовое стекло — перед техосмотром их лучше снять.
- Шины с неравномерным износом протектора, разные шины на одной оси.
- Трещины на дисках или следы их устранения сваркой.
- Неисправные стоп‑сигналы, неотрегулированные фары.
С 2021 года аптечка, знак аварийной остановки и огнетушитель больше не нужны на ТО. Не проверяется уровень шума выпускной системы и подача омывайки на лобовое стекло.
Диагностическая карта в оформляется в электронном виде, но пункты технического осмотра могут выдавать и бумажный дубликат.
Важно! Советуем получать бумажные дубликаты диагностической карты. Их можно будет предъявлять инспекторам ГИБДД и на пунктах техосмотра при повторном посещении, если компьютерная система у проверяющих не будет работать.
Техосмотр для праворульных машин
Чтобы праворульный автомобиль прошел техосмотр, на нём до посещения пункта техосмотра надо перенастроить головной свет, чтобы он не слепил водителей встречных ТС. Изменения в конструкции нужно зарегистрировать в специализированной лаборатории и забрать необходимые документы в ГИБДД. После этого можно отправляться на техосмотр.
Техосмотр для грузовых автомобилей и автобусов
Кроме периодичности ТО, есть еще особенности, которые надо учитывать собственникам этих ТС при выборе пункта для прохождения осмотра.
Для проверки тормозов, подвески и люфтов рулевого управления в пунктах ТО используются стенды с осевой нагрузкой до 3,5 тонны — для проверки легковушек и
малотоннажных грузовиков. Для испытания грузовых машин пункт ТО должен иметь стенды, рассчитанные на осевую нагрузку свыше 18 тонн.
При техосмотре автобусов в процедуре участвует сотрудник ГИБДД. Он вносит в диагностическую карту свое заключение и заверяет его усиленной квалифицированной электронной подписью.
Какой пункт техосмотра выбрать
181 пункт техосмотра работает в Москве. Всего в стране их несколько тысяч.
Полный перечень аккредитованных операторов технического осмотра, в том числе передвижных для осмотра машин на автопредприятиях, есть на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Достаточно в форме поиска в поле «Адрес» вбить нужный город.
При выборе пункта ТО надо ориентироваться на класс автомобилей, которые пункт вправе проверять, в таблице это последний столбец.
Какие изменения техосмотра ввели в 2024 году
С 1 марта в процедуру внесли несколько дополнений. Получить «серую» диагностическую карту стало сложнее, потому что законодатель ограничил количество сотрудников пунктов техосмотров. Тем самым оставив только экспертов и исключив «продажников» услуг. Сколько специалистов работает в пункте техосмотра зависит от числа постов для проверки машин и пропускной способности.
Таким образом, не получится пройти осмотр на бумаге, машину надо готовить и гнать в пункт на полноценную процедуру. Аннулировать «серую» диагностическую карту может ГИБДД.
Также упростили прохождение техосмотра для автобусов. Изменения коснулись замены машин в очереди на осмотр. А если в первый осмотр выявили неисправность, то на повторный осмотр можно приехать не через 5 дней, а быстрее — после устранения причины. Даже в тот же день, если у пункта осмотра есть свободное «окно».
Можно оформить ОСАГО без техосмотра?
По закону это возможно, для оформления полиса не обязательно предъявлять диагностическую карту.
Но надо учитывать, что в случае ДТП страховая вправе обратиться за регрессным возмещением к собственникам тех ТС, для которых техосмотр является обязательным и на момент ДТП не был пройден.
Но доказать в суде связь между технической неисправностью и отсутствующим техосмотром будет непросто для юристов страховой компании.
Как проверить диагностическую карту
Проверить подлинность диагностической карты и убедиться, что она не аннулирована можно на сайте Госавтоинспекция.рф (ранее ГИБДД.рф).
Для запроса надо вручную заполнять номера VIN, кузова, шасси на каждую машину. Это неудобно для компаний, у которых много автомобилей.
Российский сервис Parkmon помогает автоперевозчикам автоматизировать проверку любого количества автомобилей. Проверка штрафов ГИБДД, ПЛАТОН, сроков ОСАГО, пропусков МКАД, контроль проездов платных трасс — ЦКАД и М-12.