ТОП-5 программ для автоматизации управления автопарком и грузоперевозками. В 2024 году, несмотря на то что с российского рынка ушли крупные зарубежные IT-вендоры, у отечественных перевозчиков есть широкий выбор программ, приложений и сервисов, которые помогают управлять автопарком и водителями, вести учет заказов и клиентов, оптимизировать маршруты и сокращать расходы на штрафы.
Кратко. Автоматизировать можно многие бизнес-функции перевозчика
- Работу с заказчиками, учет заказов и подготовка перевозочных документов.
- Анализ работы автопарка — загруженность и маржинальность.
- Поиск и контроль оплаты штрафов.
Дальше — подробности.
Контроль и оплата штрафов: ГИБДД, ПЛАТОН, перегруз и негабарит, платные дороги
За одну смену грузовая машина может привезти штрафов на 400 000–500 000 ₽. Если штраф не оплатить вовремя, то его сумма может вырасти втрое, а потом за взыскание возьмутся судебные приставы, которые спишут деньги с компании-собственника или арестуют банковские счета.
Чтобы не пропускать сроки оплаты штрафов, а в идеале — и оплачивать их в первые 20 дней с 50% скидкой, компания должна ежедневно искать новые штрафы на свои машины на сайтах ГИБДД, Ространснадзора, в Москве — на сайтах МАДИ и АМПП, в регионах — на сайтах местных ведомств, наказывающих за нарушения правил парковки. Вручную, по одной машине на каждом сайте, что неудобно, если у компании больше 3 машин.
Из-за того, что нет единого сайта, который бы собирал все штрафы, показывал историю оплаченных и погашенных взысканий, у перевозчиков есть два пути.
- Специально нанять человека, который будет проверять весь автопарк. Но тогда экономия на штрафах уйдет на его зарплату и соцвзносы. И чем больше машин в компании, тем выше вероятность его ошибки.
- Автоматизировать поиск штрафов и контроль за их оплатой с помощью IT-сервисов.
Российский сервис Parkmon — удобный инструмент, который подходит компаниям с автопарком от 3 машин до бесконечности.
У Parkmon широкий набор функций. Результаты круглосуточного поиска заказчик получает в ежедневном отчете:
- Поиск новых штрафов от ГИБДД, Ространснадзора (МУГАДН), МАДИ, АМПП. Чтобы собственник авто успел за 10 дней обжаловать штраф или оплатить со скидкой за 20 дней.
- Формирование платежек для оплаты штрафов с их загрузкой в 1С и банк-клиент. Чтобы экономить время бухгалтера, которая пока оплачивает отдельно каждый штраф по номеру постановления.
- Проверка оплаты штрафов по базе ГИС ГМП «Росказна». Чтобы быть уверенным, что штраф погашен и через 70 дней ФССП не арестует счета.
- Проверка действительности пропусков на МКАД, ТТК и Садовое кольцо. Чтобы грузовик не привез штрафы с каждой камеры.
- Проверка водителей — стаж, открытые категории, штрафы, ДТП, лишение прав, срок действия ВУ. Чтобы не выпустить в рейс водителя, лишенного прав.
- Оповещение о судебных задолженностях в базе исполнительных производств ФССП. Чтобы не допустить ареста банковских счетов и автомобилей.
- Предупреждения об окончании полисов ОСАГО. Чтобы собственник вовремя оформил новые страховки, а не получил новые штрафы.
Автоперевозчик может выбрать на Parkmon и оплачивать только те услуги, которые ему важны. Чем больше машин есть в автопарке, тем дешевле подписка в пересчете на одно авто.
Например, поиск штрафов ГИБДД, ФССП, МАДИ, АМПП, ПЛАТОН для 10 машин — 60 ₽ за 1 машину в месяц. А для 50 машин — 54 ₽ за 1 машину в месяц. Можно оформить подписку на месяц, квартал, полгода или год. Есть скидки, зависящие от продолжительности подписки на сервис. Годовой контракт — это минус 25%. Есть конструктор тарифов.
Есть бесплатный тест-драйв всего функционала — 7 дней.
Управление транспортной компанией и ее ресурсами
«1С: Управление автотранспортом» или 1С: УАТ — модуль для «1С:ERP» или «1С:Предприятие» от компании Рарус. Подходит для средних и крупных грузоперевозчиков и транспортных подразделений в крупных производственных предприятиях и корпорациях, в которых уже используются базовые программы «1С».
Функционал широкий.
- Планирование и документооборот логистики, в том числе электронные перевозочные документы
- Управление заказами
- Контроль выполнения рейсов
- Работа с привлеченными перевозчиками
- Взаиморасчеты с контрагентами
- Страхование грузов.
- Учет ГСМ и ремонтов.
- Учет путевых листов и выработки персонала.
- Складской учет запчастей и расходников.
- Учет доходов и расходов.
- Движение денежных средств и бюджетирование.
- При интеграции с сервисом Parkmon — выгрузка платежных поручений для массовой оплаты штрафов через банк-клиент.
Модуль «1С: Управление Автотранспортом» не является отдельной системой, а встраивается в программу «1С:Предприятие» либо в «1С:ERP» в виде одного раздела. ERP (Enterprise Resource Planning) — это комплексная система для управления всеми ресурсами организации.
Рекомендованная цена на модуль «1С: Предприятие. Управление Автотранспортом» — 77 600 ₽. Каждое дополнительное рабочее место — 13 440 ₽. Модуль для «1С:ERP» дороже — 128 000 ₽.
Управление логистикой
Мегалогист TMS. Программа позволяет планировать маршруты и мониторить реализацию заказов, работать логистам и водителям в единой среде.
- Автоматическое/ручное планирование рейсов.
- Отслеживание геолокации водителя.
- Подготовка документов.
- Аналитика экономических показателей и загруженности автопарка.
- Информирование клиентов о том, где находится их груз.
- Мобильное приложение для курьеров и водителей-экспедиторов.
Мегалогист по сути является модулем к «1С» и интегрируется в программную среду перевозчика. То есть подойдет тем компаниям, которые уже работают в «1С».
Разработчик предоставляет на 14 дне демо-доступ к программе.
Тарифы на разовую покупку программы:
Если заказов до 500 в месяц — 100 000 ₽. Если заказов до 2 500 — 150 000 ₽.
EME.TMS. Программа интеллектуальной маршрутизации, которая для анализа и оптимизации транспортной логистики использует систему Veeroute, но при желании заказчика может использовать Яндекс Маршрутизацию. В программе перевозчик может:
- Создавать перевозки по маршрутам.
- Выстраивать порядок объезда адресов для оптимизации маршрута.
- Формировать задания для экспедиторов.
- Работать с тарификацией перевозок, рассчитывать их стоимость.
- Контролировать выполнение загрузки транспортных средств заказами по маршруту.
- Вести мониторинг выполнения доставок.
- Анализировать качество работы экспедиторов.
Программа удобна для транспортных компаний, у которых в путевых листах много точек погрузки-выгрузки.
Разработчик не предоставляет возможность потестить программу. Тарифы на установку программы рассчитываются индивидуально.
AXELOT TMS. Программный продукт для использования как в производственных и торговых компаниях, выполняющих перевозки для собственных нужд, так и в транспортных предприятиях с собственным автопарком или транспортно-логистических компаниях, предоставляющих комплексные логистические сервисы сторонним клиентам с помощью собственного и/или привлеченного транспорта.
- Управление контрагентами, соглашениями и тарифами
- Управление заявками на перевозку
- Планирование и тарификация перевозок
- Организация перевозок
- Управление транспортным парком
- Исполнение и отслеживание перевозок
- Расчеты за перевозки и распределение затрат
- Биллинг транспортных услуг и расчеты с клиентами
- Анализ ключевых показателей
- Учет парка собственных транспортных средств и водителей
- Полный цикл работы с путевыми листами и учет расхода ГСМ
- Учет шин, узлов и агрегатов
- Планирование и учет ТО и ремонтов
- Контроль исполнения рейсов
- Учет и распределение прямых и косвенных затрат
- Анализ ключевых показателей работы автопарка
AXELOT TMS — решение работающее с платформой «1С:Предприятие». Для составления маршрутов у разработчика есть отдельный программный продукт. Стоимость внедрения TMS разработчик рассчитывает индивидуально, отталкиваясь от специфики отрасли заказчика, параметров перевозок и автоматизируемых процессов. Тестового периода нет.