В этой статье собрали самое важное про автобусные путевые листы — как заполнять две формы документов, бланки и штрафы.
Кратко. Если правильно заполнить путевой лист, то не будет штрафа на дороге и неприятностей с налоговой
- Путевые листы — обязательно нужны.
- Иначе штраф водителю и собственнику.
- Скачать бланки актуальных путевых листов можно по нашим ссылкам.
- Путевки можно заполнять в ЭДО, а полные отчеты по дорожным штрафам — по подписке на сервис Parkmon.
Теперь в подробностях.
Для чего нужны путевые листы автобусов
Путевой лист является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю и списания ГСМ. Для этого в путевой лист вносятся данные о пройденном километраже, которые затем используются для начисления заработной платы водителю. Фиксируемые в документе затраты на топливо нужны для списания ГСМ.
Для каждого водителя автобуса необходимо оформлять отдельный путевой лист до начала смены.
Информацию о предрейсовом медосмотре заполняет медицинский работник. О том, как водители могут проходить медосмотр дистанционно, читайте в нашей статье.
Также в путевом листе обязательна отметка механика об исправном техническом состоянии автобуса. Что необходимо проверить перед выпуском ТС из гаража и какие штрафы грозят перевозчику за отсутствие предрейсового ТО, мы писали недавно.
Компания должна фиксировать выданные путевые листы в журнале регистрации путевок. О том, какие еще документы по безопасности дорожного движения должна вести компания, у которой есть даже один автомобиль, читайте в нашем журнале.
Штраф за отсутствие путевого листа автобуса
Водитель автобуса обязан иметь заполненный путевой лист автобуса при себе. Если он не предъявит этот документ инспектору ДПС, то получит предупреждение или штраф 500 рублей.
Кажется что штраф небольшой. Но на практике инспектор оформляет штраф не только на водителя, но и на собственника авто. Ведь раз нет путевки, значит предрейсовые проверки не проводились. Для юрлица это два штрафа: 30 000 ₽ за медосмотр и 30 000 ₽ — за техосмотр.
Проверить штрафы всего автопарка за 5 секунд
Какие бланки путевок — для каких автобусов?
В 1997 году Госкомстат утвердил две формы путевых листов.
- Путевой лист автобуса, работающего на городских и пригородных маршрутах — форма № 6. В 2022 году Минтранс утвердил перечень сведений, которые должны быть в каждой путевке. Соответственно изменилась и форма документа.
Скачать актуальный бланк путевого листа по форме 6 в формате Эксель.
- Путевой лист автобуса необщего пользования, то есть выполняющие разовые коммерческие перевозки — экскурсии, перевозки организованных групп, а также перевозки для нужд собственника ТС, например доставки сотрудников или перевозка школьников в сельской местности — форма № 6 спец.
Скачать актуальный бланк путевого листа по форме 6-спец в формате Эксель.
Как заполнить путевой лист автобуса по форме 6
На лицевой стороне водитель или ответственное лицо в компании должны указать:
- Серию, номер путевого листа и дату составления.
- Название организации, адрес, код ОКПО и номер телефона. Для ИП — ФИО, адрес и номер телефона.
- Марку автобуса.
- Государственный и гаражный номера ТС.
- Отметку о технической исправности автобуса
- Отметку о сдаче-приемке при смене водителя или его возвращении из рейса.
- Показания одометра при выезде и возвращении.
- Отметки о медосмотре водителя при выезде и возвращении.
- ФИО водителя и кондуктора, их табельные номера, номера удостоверений и билетно-учетных листов.
- Номер маршрута.
- Данные о подаче по заказу.
- Время выезда и возвращения автобуса в каждую из смен, которые подтверждаются подписью диспетчера.
- Информацию о простое.
- Данные о выдаче и расходе ГСМ.
- Количество часов работы, пробег и количество выполненных рейсов (плановых и фактических).
На оборотной стороне путевого листа водитель должен указать:
- Название или номер маршрута.
- Время отправления и прибытия по графику и фактическое.
- Пробег с пассажирами и без них.
Как заполнить путевой лист автобуса по форме 6 спец
Форма 6 спец предназначена не только для перевозчика, но и для заказчика, для которого предназначены два отрывных талона на два заказа на перевозку. Для заказчика эти талоны — тоже бухгалтерская первичка.
Путевой лист оформляется в двух и более экземплярах, если во время рейса водители ведут автобус посменно. Данные по состоянию выезда автобуса из парка указываются в путевом листе водителя, который первым выезжает со стоянки, а сведения на момент возвращения – в путевом листе того водителя, который приведет автобус на стоянку.
В путевку автобуса по форме 6 спец следует внести большое количество сведений.
- Название: обязательно «Путевой лист автобуса необщего пользования».
- Серия и номер путевого листа.
- Срок действия: даты начала и окончания действия путевого листа.
- Название организации, ее адрес, номер телефона и ОГРН.
- Марка и модель автобуса
- Государственный номерной знак
- ФИО водителя полностью, а не инициалы
- Удостоверение. В этой графе указывается номер водительского удостоверения водителя и дата выдачи
- СНИЛС. Здесь вносится номер индивидуального лицевого счета водителя
- Класс. Так как большинство транспортных компаний не присваивают классность водителям, то в этой графе чаще всего указывают категорию из водительского удостоверения водителя.
- Лицензионная карточка — это номер лицензии на пассажирские перевозки.
- Форма по ОКУД. Для путевого листа автобуса необщего пользования это номер 0345007.
- Форма по ОКПО. Тут надо вписать код ОКПО компании-перевозчика.
- Режим работы: Следует указать режим, в котором работает водитель, например, сменный.
- Колонна. Эта графа не обязательная, если в компании автопарк не разделен на подразделения, то в путевке можно поставить прочерк.
- Бригада. Также можно поставить прочерк.
- Модель транспортного средства.
- Номер парковки. Можно указать гаражный номер автобуса.
- Табельный номер водителя
- Выезд из гаража/Выпуск на линию — показания одометра и фактическое время выезда из гаража.
- Возвращение в гараж по окончании смены. Время и показатели на момент возвращения ТС после рейса.
- Время по графику. Запланированное время выезда из гаража и возвращения.
- Нулевой пробег. Расстояние от парковки автобуса до первого пункта посадки и от последнего места высадки до гаража.
- Показания одометра на момент выезда из гаража и возвращения.
- Время фактическое. Надо написать фактическое время выезда и возвращения на парковку
- Марка топлива.
- Код марки по классификатору ОКПД — необязательная графа.
- Выдано — количество литров топлива, выданное перед выездом в рейс.
- Остаток при выезде — количество литров топлива в баке при выезде.
- Остаток при возврате — сколько литров топлива в баке при возвращении автобуса в гараж.
- Сдано топлива. В реальной жизни никто не сдает топливо по возвращении машины из рейса. В этой графе все дублируют показатель из предыдущей — остаток в топливном баке.
- Коэффициент изменения нормы. Надо указать, насколько изменился расход топлива в рейсе, но как правило все ставят коэффициент 1 или прочерк.
- Подпись под разделом «Движение топлива» — тут должна быть подпись механика-контролера.
- В задании водителю в путевом листе следует указать заказчика, его адрес начала маршрута, время прибытия и убытия, количество часов и ездок. В графе «Особые отметки» можно указать характер или детали перевозки — кто куда едет. .
- Вид перевозки: коммерческая перевозка (перевозка пассажиров и багажа по заказу).
- Вид сообщения: междугородное.
- В разделе «Маршрут движения» надо вносить данные о номере поездки, маршруте движения, пробеге с пассажирами и без, а также о простоях во время смены.
- Результат работы автобуса — тут указывается расход горючего по норме и фактически, время в рейсе, общий пробег, пробег с пассажирами, а также делается отметка о простоях по техническим причинам.
Разделы «Таксировка», «Зарплата» и «Талон заказчика» заполняют сотрудники перевозчика отвечающие за экономику, зарплату и работу с заказчиком. При заполнении они руководствуются условиями договора с заказчиком и внутренними актами об оплате труда.
Заключение
Системы электронного документооборота позволяют экономить время сотрудников, отвечающих за подготовку путевых листов автобусов. В ЭДО есть все формы путевых листов, и заполненная один раз путевка может служить шаблоном для для заполнения аналогичных путевых листов.
Кроме систем ЭДО работу управляющих автопарком, флит-менеджеров, диспетчеров и бухгалтеров облегчает сервис Parkmon. С его помощью перевозчики получают ежедневно информацию о всех штрафах автопарка, оплачивают и отслеживают погашение в казначействе. Насколько это удобно можно оценить на недельном бесплатном тест-драйве.